Бизнес: держать либо продавать?

Как понятно, кризис подразумевает не только лишь сжатие рынка и падение доходов, да и новые способности, открывающиеся перед бизнесменами. На мой взор, для хозяев низкоэффективных бизнесов пришло время испытать себя в другой нише, а их более везучим соперникам — прирастить присутствие на рынке.
Цена бизнеса, как и хоть какого другого продукта, находится в зависимости от причин наружной среды, сначала от соотношения спроса и предложения. Так как в кризисное время капитализация большинства малых и средних компаний понижается, растёт спрос на покупку «distressed assets».1 Но это если и ведёт к росту числа сделок купли-продажи, то совершенно малозначительному. Возможных инвесторов становится существенно больше, совместно с этим ужесточаются требования к качеству покупаемого бизнеса. Стоимость почти всегда формируется исходя из рыночной либо даже ликвидационной цены незапятнанных активов, а цена будущих доходов обнуляется в связи с возросшими рисками их получения. Максимум, на что готовы покупатели – цена незапятнанных активов с премией в 25% «как бы за действующий бизнес».
Кто же в такое сложное время отваживается на инвестирование в бизнес? Я бы выдели четыре главные группы бизнесменов, полностью осознанно рискующих, но имеющих огромные шансы на фуррор:
  • Большие и средние компании, скупающие соперников. Неплохой метод для еще одного передела рынка, роста собственной толики и избавления от путающегося под ногами и вечно демпингующего аутсайдера. Нужно осознавать, что шанс «слиться» с большим игроком имеют далековато не все желающие, а только те, которые смогли сохранить клиентскую базу и бизнес репутацию. И самое главное – правильно оценивают ситуацию и не упорствуют в отстаивании заоблачной цены. Время играет против их, и «дозревание» до сделки может плавненько перейти в банкротство.
  • Инвесторы, приявшие решение о диверсификации вложений и выходе на другие рынки. Имея большой опыт предпринимательской деятельности и управленческую команду, они просто приспосабливаются к условиям малознакомой ранее рыночной среды.
  • Те, кто решил вложить в русскую экономику средства, которые ранее приносили только пассивный доход в русских либо забугорных банках. Такие покупатели в свою очередь делятся на «стратегов», готовых лично участвовать управлении и денежных инвесторов, не жалеющих вникать в трудности развития бизнеса. Посреди таких денежных инвесторов, как обычно много чиновников и топ-менеджеров больших компаний, покупающих бизнес через доверенных лиц. Девальвация рубля позволяет прикупить за те же средства вдвое больше активов. Раздельно выделяются и те, кто действует в оборотном направлении, покупая бизнес за рубежом.
  • Банки и вкладывательные фонды. Как ни удивительно, но банки существенно повысили активность на рынке купли-продажи бизнеса. И если ранее многие банки скупали непрофильные активы себе либо собственного управления, то на данный момент они готовы кредитовать покупку бизнеса своими клиентами. Правда, суммы инвестиций существенно уменьшились. Если ещё 18 месяцев вспять фигурировали 10-ки миллионов баксов западных средств под 6 процентов, то сейчас – изредка больше 100 миллионов российских рублей, а процентные ставки не разглашаются. Вкладывательные фонды переживают не самые наилучшие времена, и их активность видна быстрее на венчурном рынке, чем на более обычном private equity.2
  • Личные лица, покупающие толики в компаниях на стадии посевных инвестиций либо первого дохода. Количество бизнес-ангелов растёт, качество вкладывательных проектов падает. Часто бизнес-ангелами вынужденно становятся предприниматели, вышедшие из плохого бизнеса и вкладывающиеся в чужие идеи. Их преимущество перед основоположниками старт-апов заключается в том, что они способны, не считая средств, привнести в бизнес собственный опыт и познания, что уже важно.
Какую же стратегию следует избрать в период кризиса? Если ваш бизнес полностью жизнестоек, а вы имеете свободные средства либо возможность вербования постороннего финансирования, присмотритесь к соперникам либо к другим отраслям. При отсутствии свободных средств либо скоплений можно избрать стратегию выживания. «Все умрут, а я останусь» — тоже хороший вариант. Если убежденности в дальнейшем бизнеса нет, а есть недвижимость в принадлежности, можно реализовать активы, средства положить в банк, а помещения сдать в аренду. Один из моих клиентов, обладатель косметического производства, так и сделал в 2008 году, сдав помещения по магазин «Пятёрочка». Сейчас рентные платежи хоть и малость меньше прежнего предпринимательского дохода, но появилось свободное время и проценты по вкладу.
Ко мне в ближайшее время всё почаще стали обращаться старенькые клиенты, не решившиеся в своё время выйти из бизнеса либо отложившие решение до наилучших времён в надежде на рост бизнеса. Многих из их так и не удалось уверить, что запрашиваемая стоимость завышена в разы, а «дураков с деньгами» не существует. Сейчас наступил так именуемый момент правды, но поезд ушёл… С моей стороны ужесточились требования как к объектам, так и к их обладателям в плане гибкости и готовности принимать советы по стартовой стоимости.
Таким макаром, выбор стратегии «держать либо продавать», похожий с тем, который делают обладатели акций, находится в зависимости от многих причин. Кто верно оценит ситуацию и воспримет взвешенное решение, тот и будет в выигрыше. И если фондовый рынок «в долгую» обыграть фактически нереально, то в бизнесе может быть всё.

1 Практически: активы, подвергшиеся рыночному стрессу
2 Прямые инвестиции в бизнес оковём покупки толики
В избранное
Подписывайтесь на наш Дзен-канал: zen.yandex.ru/delovoymir.biz

Поделиться
0
Поделиться