Наверх

Формирование гражданской идентичности школьников как целевая установка школьного образования

О формировании гражданской идентичности шклльников средствами филологического образования
  
Сообщений: 96
Российское образование сегодня находится на новом этапе своего развития, который вызван возрастанием роли образования, как одного из социально-культурных и духовных феноменов, в формировании экономического, нравственного, духовного потенциала общества. Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков.
Проблемы, связанные с построением гражданского общества, с нарастающим коммуникационным единством мира, которое далеко не всегда приводит к согласованию интересов людей и взаимопроникновению ценностей, транслируемых обществом, порождают утрату социальных ориентиров, комплекс «гражданской неполноценности». Современному человеку не всегда удается утвердить себя как гражданина общества и одновременно как личность, индивидуальность. Несмотря на то, что миры различных людей, озабоченных сохранением своей суверенности, расходятся между собой, человек не может жить без сотрудничества с другими людьми. «Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-нибудь системе, которая направляла бы его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполнят сомнения, которые, в конечном счете, парализуют его способности, а значит, и жизнь» (Э. Фромм) . Способность человека «жить» в большой мере обеспечивается его принадлежностью к обществу, гражданином которого он является. В этой связи одной из важных социально-педагогических проблем является проблема формирования гражданской идентичности подростков.
Согласно ФГОС , личностные результаты освоения программ основного общего образования должны отражать сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, гордости за свою родину.
Опираясь на разработанные в трудах ученых представления о гражданской идентичности, можно сделать вывод, что идентичность есть результат процесса соотнесения индивида с другими — с внутренним миром другого, с ценностями другого, с гражданской общностью и т.д. Структура явления идентичности отражает как индивидуальность личности, так и ее ориентированность на социальное окружение.
Проведя анализ научной литературы можно сделать вывод, что у ученых, пришедших к осознанию необходимости разработки понятия «гражданская идентичность», отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления.
Основным смыслом современного образования становится создание условий для развития личности как высшей ценности и решение этой задачи невозможно без обращения к образовательным ценностям. В качестве одного из компонентов результата освоения основных образовательных программ в стандарте также выделяется личностный результат, под которым понимается "сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам" .
Один из авторов концепции новых стандартов вице-президент РАО А.А. Кузнецов отметил: "До настоящего времени ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным предметам. За этими предметными результатами часто терялась личность ребенка, развитие которой – смысл и цель образования. Осознание этого привело к необходимости формировать новые цели и ценности образования, к новому пониманию образовательных результатов…"
С учетом современной ситуации и перспективами, определяемыми концептуальными идеями образовательных стандартов второго поколения, результат гуманитарного образования рассматривается нами, прежде всего, как развитие личности, ее ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления исторически сложившихся нравственных, гражданских, социальных, этнонациональных, культурных и др. ценностей; воспитание уважения к родному языку, истории, культуре, традициям своего и других народов; правам человека и демократическим ценностям; патриотизма и взаимопонимания между народами; стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.
Развитие ценностных ориентаций учащихся – процесс сложный, многогранный и трудоемкий. Необходимо принимать во внимание то, что к моменту начала процесса обучения в школе дети уже имеют определенный жизненный опыт, свою систему ценностей и ценностных ориентаций, что на процесс формирования этих личностных структур оказали и оказывают влияние многие внешние факторы. Любой ученик одновременно включен в значительное число социальных общностей разного масштаба: он является членом семьи, школьного, классного коллектива или учебной группы, возрастно-половой группы, этнической группы, городской или районной общности, нации, культуры, языковой общности, человечества, групп по интересам и т.д. и.т.п. Ценностные системы всех этих групп чаще всего не совпадают.

Коллеги, как Вы формируете гражданскую идентичность школьников на уроках русского языка и литературы?
С уважением.
Медаль
Сообщений: 1297
Нельзя что-либо делать специально, нельзя разделять это процесс на предметную и иную деятельность. Это должен делать каждый учитель и тогда, когда возникает вопрос или ситуация. Вы приводите цитату А.А. Кузнецова, который говорит об этом, правда иными словами, и тут же задаете вопрос об уроке литературы. Не кажется ли Вам это нелогичным?
А по поводу гражданской идентичности, могу привести недавний пример.
На уроке русского языка разбирали предложение: "Яростный порыв ветра сразу заставил его втянуть голову в воротник" Казалось бы, какое отношение это имеет к гражданской идентичности, да и к духовному воспитанию так же.
Но объясняя ребятам, что такое "яростный", мы перешли к вопросу о праведном и неправедном гневе, и о "ярости благородной", от которой перешли к Великой Отечественной, и к событиям, вспоминая о которых мы испытываем гордость за свою принадлежность к русскому народу.
И гори огнем выстроенный урок, если необходимо поговорить о том, что формирует душу.
Как-то вот так.)))
palmira
Медаль
Сообщений: 1679
Селезнева татьяна вадимовна:

Нельзя что-либо делать специально, нельзя разделять это процесс на предметную и иную деятельность. Это должен делать каждый учитель и тогда, когда возникает вопрос или ситуация. Вы приводите цитату А.А. Кузнецова, который говорит об этом, правда иными словами, и тут же задаете вопрос об уроке литературы. Не кажется ли Вам это нелогичным?
А по поводу гражданской идентичности, могу привести недавний пример.
На уроке русского языка разбирали предложение: "Яростный порыв ветра сразу заставил его втянуть голову в воротник" Казалось бы, какое отношение это имеет к гражданской идентичности, да и к духовному воспитанию так же.
Но объясняя ребятам, что такое "яростный", мы перешли к вопросу о праведном и неправедном гневе, и о "ярости благородной", от которой перешли к Великой Отечественной, и к событиям, вспоминая о которых мы испытываем гордость за свою принадлежность к русскому народу.
И гори огнем выстроенный урок, если необходимо поговорить о том, что формирует душу.
Как-то вот так.)))

++++++100
Редактировалось: 1 раз (Последний: 19 октября 2014 в 21:14)
My life my rules
Сообщений: 96
Здравствуйте, Татьяна Вадимовна.
Считаю, что в моем тексте все логично. У каждого своя позиция, но считаю, что в последнее время школьники забывать стали, что такое ценности, ценностные ориентиры, патриотизм и любовь к Родине. На уроках литературы и русского языка мы формируем гражданскую идентичность через произведения Ломоносова, Радищева, Пушкина, Гоголя, Симонова, Катаева, Шолохова, Асадова...Перечислять можно очень долго. Отчасти согласна и с Вами,но считаю, что формирование гражданской идентичности - это целенаправленный процесс. Перед нами не стоит задача формирования души. Мы должны ее просто обогатить, направить мысли каждого ребенка в нужное русло.
С уважением )
Медаль
Сообщений: 1679
Всегда умиляет вот эта безапелляционность учительниц и сударынь . "СЧИТАЮ". Есть много слов в русском языке, которые точнее отразят любую дискуссию, если она дискуссия. "Я думаю, мне кажется, или, может быть?" Но нет, я считаю, и все. Все остальные свободны. Хорошо не фейсбук или ВК, там от дам огребешь: какой бред, ты что ошалел, офонарел, одурел... Здесь сдерживает должность, но суть-то та же. Я считаю, все остальные извольте соглашаться. Так?
Редактировалось: 1 раз (Последний: 21 октября 2014 в 22:40)
My life my rules
Медаль
Сообщений: 1679
Селезнева татьяна вадимовна:


[от которой перешли к Великой Отечественной, и к событиям, вспоминая о которых мы испытываем гордость за свою принадлежность к русскому народу.]


Маленькое уточнение. К СОВЕТСКОМУ НАРОДУ. ЭТО ПРИНЦИПИАЛЬНО
My life my rules
Медаль
Сообщений: 1297
Не только к Советскому, что тоже верно, но и просто к русскому, ибо мы копали глубже, от ВОВ к Куликовской битве, Ледовому побоищу, к былинным богатырям, к Владимиру Монамаху и т.д. - продолжать можно бесконечно.
palmira
Медаль
Сообщений: 1297
А я и не сказала о том, что в тексте нелогично, наоборот, я сослалась на Ваш же текст, если Вы внимательно прочитали, и отталкиваясь именно от Вашего текста, оппонировала Вам же)))))
palmira
Медаль
Сообщений: 1679
Селезнева татьяна вадимовна:

Не только к Советскому, что тоже верно, но и просто к русскому, ибо мы копали глубже, от ВОВ к Куликовской битве, Ледовому побоищу, к былинным богатырям, к Владимиру Монамаху и т.д. - продолжать можно бесконечно.

Русские и русичи не одно и тоже. Куликовская битва и дальше-нации еще не сложились.
My life my rules
Медаль
Сообщений: 1297
Не суть. Главное о чем идет речь - это о памяти..., о том, чтобы не вырасти манкрутами.
palmira
Сообщений: 96
Коллеги, у каждого из нас есть свое мнение. Я уверена, что ничего страшного в том, что "я считаю" и т.п. , нет. Я задала вопрос: "Как Вы формируете гражданскую идентичность?". Пусть даже не уроках словесности, на классных часах, например. Хотелось бы услышать мнение специалистов-практиков. С уважением.
Медаль
Сообщений: 1679
Гражданская идентичность начинается с самых верхних эшелонов общества! Дети чувствуют любую фальшь лучше нас. СТРАНА!!! должна гордится собой и своим прошлым, уважать своих граждан, любить стариков и детей!!! Создавать достойные фильмы и песни и т.д. Семена дают здоровые всходы, только если они посеяны в благодатную почву!!! Что толку в правильных речах отдельных индивидуумов,если вокруг совсем другие картинки!

А пока вчера было очередное была-бла шоу и уничтожение русских в Донбассе продолжается.
My life my rules
Медаль
Сообщений: 1679
А пока, Возрождение духовности, патриотизма и идентичности не ослабевает. Это уже даже не возрождение, а самый настоящий и необузданный разгул духовности. Церквей и мечетей всё ещё мало! Их красота ещё недостаточно блещет! Финансирование духовности растёт и растёт. Пастыри, поучающие и наставляющие паству, носят часы за тридцать тысяч долларов, ездят не на скромных жигулях, а на дорогих иномарках, и живут не в хрущёвках, а в особняках и элитных квартирах. А эта самая паства, за плечами у которой прожитая жизнь, слушает их с открытым ртом. Слушает и несёт им свои денежки. Ведь у пастырей ещё недостаточно часов, машин и квартир. Ведь духовность ещё не до конца возрождена. А когда у паствы случаются вполне жизненные и приземлённые проблемы, пастыри помогают им... молитвами, даже не советами. И паства остаётся один на один со всеми своими бедами и несчастьями. Сколько же ещё будет возрождаться духовность? Пока Россия не околеет окончательно? А чтобы время от времени подкреплять общество, можно постирать деньги на спасение итак не бедной певички, которая чудесным образом исцелилась в Риге, или в который раз поплевать на Беларусь, которая обобрала бедных россиян, и вот в едином порыве повысилась и и идентичность, и патриотизм и нравственность.
My life my rules
Медаль
Сообщений: 1679
Проблема формирования гражданской идентичности поставлена в ФГОС. Поэтому все озаботились? Велели на уроках и после? А до того? Например, поехать в отпуск на Байкал а не в Турцию, на Саяны, а не в Альпы и показать ученикам и рассказать? Если хочется лицемерить на уроках, кто запретит, честнее оставить эти воспитательные моменты родителям, не то время и не та страна нынче. И ничего не будет еще и до тех пор, пока пока ученики не будут ощущать себя, прежде всего, как дети своих родителей, сложно говорить о патриотизме. Любой ученик приходит в школу с "моральным и социальным богажом", данным ему в семье. Решить проблему идентичности и сопричастности ученика только со стороны преподавателей не получится.
My life my rules
Медаль
Сообщений: 1679
И почему так сложилось, что гражданское общество отождествляли только с правозащитными организациями. Получился перекос, а с молодыми по-прежнему "работают", но не помогают решать их реальные проблемы.
My life my rules
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.

← Назад