Фридрих Ницше и автоматизация учета. Опыт прикладной философии


Попытка в короткой статье представить идеи известного мыслителя, почти во всем определившего развитие философской мысли 20 века, может показаться ветреной. В оправдание сошлемся на самого Ницше, который считал, что:


«Высказанное коротко может быть результатом длительных раздумийИбо я рассматриваю глубочайшие трудности так же как купаюсь в прохладной воде: стремительно туда, стремительно – оттуда. То, что при всем этом нельзя погрузиться довольно глубоко, нельзя достигнуть глубин – это предрассудок страдающих водобоязнью… В самом ли деле вещь остается непознанной и неузнанной, если её освещают просто на ходу? Неужто полностью нужно поначалу усесться на нее и посиживать на ней как на яичках.

Вооружившись таким подходом, перечислим главных участников процесса автоматизации учета. Это Законодатель, Разработчик, Внедренец и Юзер. Любой из их заносит собственный вклад в общее дело. Законодатель определяет правила учета. Разработчик делает модель правил учета. Внедренец продвигает модель правил учета. Юзер употребляет результаты продвижения модели правил учета.

При всем этом меж всеми участниками появляются непростые юридические, экономические и остальные дела. Разработчик осмысливает то, что сделал Законодатель и реализует итог собственного размышления Внедренцу. Внедренец добавляет к полученному продукту свою дополнительную цена, итог сложения оплачивает Юзер, имея свои представления обо всех прошлых участниках и надеясь компенсировать издержки за счет собственных Клиентов, которые, таким макаром, тоже поневоле включены в общую цепочку автоматизации. В то же время, Разработчик, Внедренец и Юзер, не говоря уже у Клиенте, являются избирателями Законодателя, на теоретическом уровне имеющегося за счет налогов, т.е. части валютных потоков, циркулирующих меж остальными участниками.

Можно представить, что в этих критериях процесс автоматизации, а тем паче, его итог, есть нечто, плохо поддающееся формализации, т.е. описанию при помощи логических конструкций. Признание схожей трудности может быть облегчено, если вспомнить слова Ницше: «Иррациональность какой то вещи – не аргумент против ее существования, быстрее, его условие». Вправду, каждый, кто не понаслышке знаком с неуввязками современного учета, просто согласится с величавым философом в том, что: «Тот, кто глядит вглубь, знает, что каковы бы ни были его поступки и суждения, он всегда ошибется».

Ницше считал, что за хоть каким суждением и определением лежат безотчетные установки и потаенные желания рассуждающего. Потому при чтении обращенного к нам сообщения, к примеру, Налогового Кодекса, можно задать для себя соответственный набор вопросов:

Почему предлагается схожий метод рассуждения?

Какие безотчетные желания и представления лежат в его базе?

Какие цели по отношению к тому, кому предлагается этот метод рассуждения преследует тот, кто предлагает?

Представим для себя художественный кинофильм «Тайные желания и цели разработчиков системы налогового учета». Каковой будет жанр этого кинофильма? Магический триллер? Эротическая комедия? Боевик с элементами мелодрамы? Оставим эти вопросы без ответа. Как говаривал Ходжа Насреддин: «Твоя способность задать вопрос совсем не значит возможности принять ответ».

С другой стороны, сами характеристики текста предлагают читателю определенный метод рассуждения. Читатель вроде бы приглашается в мир, предполагающий следование определенным правилам, что может для него не пройти безо всяких следов. И поэтому читатель вправе задать для себя вопросы:

Какой предлагается метод рассуждения?

Какие допущения при всем этом предполагаются?

В каких рамках заранее будет находиться итог рассуждения в данном случае?

Что происходит с тем, кто воспримет этот метод рассуждения?

Как этот метод соотносится с ценностями того, кому предлагается?

Что происходит с человеком, помещенным в мир, где наименования предметов не соответствуют их сути? Где Единый налог – никак не един, НДС не имеет к добавленной цены никакого дела, а облегченная система совершенно не ординарна? Что происходит с миропониманием тыщ участников процесса автоматизации, погруженных в тексты законодательных актов? Кем они себя чувствуют? Что они при всем этом задумываются о тех, кто это сделал? На разум приходит смешной рассказ о вопросах и ответах:

«- Отец мой, растолкуй, в чем смысл жизни?

— Отпрыск мой, ты задал красивый вопрос. Неуж-то ты хочешь променять его на мой ответ?»

Чего не признавал Ницше, так это логических выводов. Свободные фантазии по поводу грядущего – другое дело: «Как облака демонстрируют нам направление ветра высоко над нашими головами, точно так же тенденции легчайшего и свободнейшего духа предвещают нам будущую погоду».

Предскажем же и мы времена, когда в базе формулировок и алгоритмов будут лежать взаимопонимание и почтение к свободе личности другого человека и даже групп людей. Представим, что законы излагаются стихами либо, по последней мере, художественной прозой. Эти тексты, обращены к наилучшему в человеке, так как их создатели исходят из собственной безотчетной убежденности в том, что каждый их читатель достоин наилучшего.

Создатели учетных программ соревнуются меж собой за ублажение художественных вкусов собственных юзеров. Интерфейсы напоминают картины величайших живописцев. Интерактивная помощь предоставляется в виде музыкальных произведений разных жанров и направлений – от рок-опер до традиционного балета. Линию консультаций озвучивают возлюбленные актеры, а управления юзера создаются мастерами пера, другими словами мыши и кнопок.

Глубоко довольный юзер отрадно делает отчеты, похожие на венки сонетов, где любая строчка находит свое отражение в другой, и, читая их, налоговый инспектор, повторяет прямо за Ницше: «Истинные мысли реальных поэтов всегда выступают под покрывалом как египетские дамы».


Жил на свете Ницше, странноватый гений.

Он не занимался 1С,

Но к судьбе последующих поколений

Проявлял живейший энтузиазм.


Карточек не знал НДФЛ-а,

От налогов не заначил рубль,

Но душа его нездоровая пела

Только для тех, кто глядит прямо вглубь.


Что свобода выше принужденья,

Мир утопнет в капельке воды,

Жизнь проходит без предупрежденья,

Оставляя лёгкие следы.


Облака у нас над головами —

Компас не для умных дураков.

Все, что происходит меж нами —

Только предназначенье наших слов.


Если вы – фанаты системы,

Не печальтесь о добре и зле.

Тем, кто избегает этой темы,

Тоже хватит места на земле.

В избранное
Подписывайтесь на наш Дзен-канал: zen.yandex.ru/delovoymir.biz

Поделиться
0
Поделиться