Как оспорить доначисление налоговой. Причины, действующие на фуррор налоговых органов

Год от года вырастает качество и эффективность налоговых проверок, организации штрафуют, завлекают к ответственности собственников и топ-менеджеров. Бронислав Шадзевский, партнер компании 2b. law office, тщательно ведает о том, как легитимным методом оспорить доначисления налоговой
Эффективность налоговых проверок с каждым годом растает, вобщем, как и количество выигранных дел налоговыми органами. Непременно, это связано с продолжением тренда ужесточения фискальной политики страны.
За 2017 год успешное оспаривание налогоплательщиками ненормативных правовых актов в суде имело место только в 20 % случаев. При всем этом выигранные налогоплательщиками дела выделяются относительно маленькими суммами.
К таким результатам привело огромное количество причин. Увеличение свойства проведения налоговых проверок связано, сначала, со последующим:
  1. Улучшение программного обеспечения ФНС (внедрение автоматических систем АСК НДС-2, АИС «Налог-3»).
  2. Работа отдела предпроверочного анализа (к началу выездной проверки собрано 70 % нарушений).
  3. «Стирание грани» меж камеральной и выездной налоговой проверкой (круг проводимых мероприятий контроля практически совпадает).
  4. Активная поддержка проверяющих со стороны правоохранительных органов (часто сначала проверки происходит выемка документов, жестких дисков и другого имущества).
  5. Улучшение квалификации служащих налоговой службы.
При всем этом ужесточается налоговое законодательство, вводятся новые понятия и нормы (ст. 54.1 НК РФ, деофшоризация и интернациональный обмен информацией, трансфертное ценообразование и другие).
Результаты налоговых проверок ориентированы не на доначисление, а на реальное взыскание, потому ФНС интенсивно завлекает собственников и топ-менеджеров к субсидиарной ответственности, взыскивает задолженность с аффилированных юридических и физических лиц, правоохранительные органы завлекают виноватых к уголовной ответственности.
Как следствие, суммы доначислений вырастают, формируется отрицательная для налогоплательщиков судебная практика, часто собственники теряют бизнес.
Таким макаром, в текущей ситуации налогоплательщикам, даже при наличии аргументированной позиции после окончания проверки, не приходится рассчитывать на конкретный фуррор в оспаривании решений налоговых органов.

К хоть какой проверке нужно готовиться заблаговременно

Сначала только превентивные меры по защите от налоговых рисков посодействуют пройти налоговую проверку с наименьшими финансовыми потерями. К предупреждающим действиям можно отнести:
  • Проверку корректности дизайна первичных документов и счетов-фактур;
  • Проверку контрагентов на наличие признаков недобросовестности;
  • Подготовку экономического обоснования и рыночности сделок/операций;
  • Проведение мероприятий по информационной «гигиене» рабочего места;
  • Увеличение познаний служащих об их правах при мероприятиях налогового контроля.

Деяния после начала проверки

Если компания все таки попала под пристальное внимание фискалов, то шансы оспорить доначисления есть на досудебной и судебной стадиях.
Обжалование результатов проверки условно можно поделить на три шага. Коротко опишем порядок их проведения и сроки.
  1. Спустя 2 месяца после окончания проверки налогоплательщику вручается акт налоговой проверки. Подать возражения на акт налоговой проверки можно в течение 1 месяца с момента его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ).
  2. По истечении месячного срока у налогового органа есть 10 дней на рассмотрение материалов налоговой проверки, включая акт и возражения, и вынесение решения о вербовании или решения об отказе в вербовании к ответственности за совершение налогового правонарушения (дальше — решение). Для подачи жалобы на решение в вышестоящий налоговый орган (УФНС по субъекту РФ) у налогоплательщика также есть 1 месяц с момента получения решения (срок вступления решения в легитимную силу: п. 2 ст. 139.1 НК РФ).
  3. После обжалования решения в вышестоящем налоговом органе, но не ранее, налогоплательщик может обратиться в трибунал в течение 3 месяцев с заявлением о признании решения недействительным (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Первым документом, фиксирующим нарушения законодательства о налогах и сборах и выводы проверяющих по их устранению, является акт налоговой проверки. Уже на
данном шаге налогоплательщик должен скорректировать свою правовую позицию и стратегию поведения по всей процедуре оспаривания с учетом высочайшей толики вероятности судебного спора.
Если налогоплательщик не согласен с доначислениями и собирается их оговаривать, то нужно детально проанализировать каждый эпизод доначислений, выявить сильные и слабенькие аргументы налогового органа, выработать контраргументы.
Имеет смысл дополнить позицию документами, которые по любым причинам не были представлены в процессе проверки.

Ошибки проверяющих могут спасти ситуацию

По найденным в акте ошибкам проверяющих, которые потом лягут в базу решения, нужно «на старте» обусловиться, в какой момент те либо другие ошибки оговаривать. Ошибки следует условно поделить на две категории: фактические и формальные.
К фактическим ошибкам можно отнести: происшествия, которые, по воззрению налогового органа, свидетельствуют о налоговом правонарушении, происшествия в пользу налогоплательщика, опровергающие налоговое правонарушение, неправильные выводы, ошибочно примененные нормы права, неправильные расчеты сумм доначислений и т.п.
Ошибки, касающиеся фактов и выводов, по общепринятому правилу рекомендуется опровергать сходу, другими словами в возражениях на акт налоговой проверки.
К формальным ошибкам относятся нарушения требований к содержанию и оформлению акта и решения, нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. При всем этом только значительные формальные нарушения могут привести к отмене решения.
А именно, нарушение существенных критерий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом либо трибуналом решения налогового органа (п. 14 ст. 101 НК РФ). К таким условиям относятся:
  • обеспечение способности налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • обеспечение способности налогоплательщика представить разъяснения.

Общие советы по налоговым спорам

Нужно держать в голове последующее:
  1. Оспариванию подлежит решение, а не акт, и для удачного оспаривания решения в нем должны быть повторены ошибки из акта.
  2. На стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (после вынесения акта) для получения дополнительных доказательств налоговый орган вправе назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, другими словами по факту продлить проверку (п. 6 ст. 101 НК РФ).
  3. Незаявление каких-то резонов и доказательств на досудебной стадии может значительно затруднить или лишить способности ссылаться на эти резоны/подтверждения в суде.
Если анализ вынесенного налоговым органом решения свидетельствует о бесперспективности его обжалования в суде, тогда действует «иной сценарий». Нужно готовиться к банкротству юридического лица, создать меры правовой защиты собственников и управляющих компании от субсидиарной и уголовной ответственности.
В избранное
Подписывайтесь на наш Дзен-канал: zen.yandex.ru/delovoymir.biz
Поделиться
0
Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Навигация по записям