Мошенничество персонала: главные схемы и способы работы

Уголовщина за мошенничество предусмотрена статьей 159 Уголовного кодекса РФ. Но, далековато не все деяния работников компании подпадают под статью уголовного кодекса. Мария Ивашнева, партнер компании 2b. law office, ведает о тех действиях, от которых сотрудники имеют вещественные выгоды за счет работодателя и о том, какие конкретно сотрудники в большинстве случаев жульничают, также как противостоять недобросовестным работникам

1. Вывод денег

В большинстве случаев употребляется сотрудниками денежных подразделений компании, но отдельные виды махинаций с валютными средствами могут применяться и другими сотрудниками.
  • Выдача больших денег под отчет и невозвращение их в кассу организации;
  • Перевод на банковские счета подконтрольных компаний/личных бизнесменов и физических лиц;
  • Проведение сделок через подконтрольные организации;
  • Перечисление «золотых парашютов» (для топ-менеджмента вместе с генеральным директором);
  • Начисление неоправданно завышенных премий и/либо других выплат;
  • Завышение командировочных расходов.
Собственники компании должны часто, не пореже 1 раза в год, проводить независящий аудит. Внутренние проверки в таких случаях малоинформативны. На самом деле, вы требуйте служащих проверить самих себя и отчитаться.
Взор со стороны помогает выявить сокрытые нарушения и оперативно на их реагировать: некие категории сделок можно оспорить, работников привлечь к вещественной ответственности, сделать выводы об ошибках и недостатках в системах внутреннего контроля и вовремя внести конфигурации в документы.
Показательные суды и увольнения могут благоприятно воздействовать на действие/бездействие других служащих. Но принципиально начинать их только при убежденности в положительном финале дела, по другому эффект может быть оборотным.

2. Воровство товарно-материальных ценностей

Самый обычный метод нажиться за счет работодателя и часто встречающийся. Сначала поэтому, что доступен всем категориям работников от уборщицы до генерального директора.

Кому стоит бояться?

Данный вид мошенничества может проявиться в хоть какой фирме, вне зависимости от числа работников, сферы деятельности и оборотов. Другой вопрос, что размер убытков для компаний будет различным. Есть 10-ки схем воровства сырья, продуктов со складов, с прилавков, замена продукта более дешевенькими аналогами, разные методы долива/досыпа/разбавления не штучных продуктов и материалов. Постоянные инвентаризации и системы видеонаблюдения посодействуют уменьшить объем сворованного, но навряд ли решат делему раз и навечно. В особенности это касается огромных компаний.
Раздельно стоит выделить нерадивые деяния с умственной собственностью. В основном это касается IT-компаний, разработчиков программного обеспечения, сферы культуры, искусства и продакшена, рекламы, дизайна и других.
Хоть какой бизнес, построенный на разработке и предстоящей продаже/передаче умственных прав, находится в зоне риска.
Украсть умственную собственность намного проще, чем продукты либо сырье: не надо мыслить о камерах, сторожах, таре, инвентаризациях и других стандартных способах отслеживания нарушений.
Повышенное внимание работодателям в схожих сферах необходимо обращать на:
  • верно прописанную трудовую функцию работника, его рабочее время и место, должностные аннотации;
  • указание на принадлежность исключительных прав на всю сделанную работником умственную собственность компании;
  • системы безопасности компьютерной техники, а именно, отслеживание воззвания с наружными накопителями данных, копирование файлов, их пересылка посторонним объектам;
  • положения о ноу-хау и коммерческой тайне организации;
  • внутренние регламенты воззвания с секретной информацией.
Главное правило — работник должен быть всегда в моменте ознакомлен, что на этот момент он совершает противоправное действие. Если система настроена таким макаром, то проще будет обосновать, что работник знал, что та либо другая информация относится к коммерческой тайне, принадлежит работодателю и запрещена к распространению.

Что касается услуг?

Предпринимателям в этом секторе стоит меньше всего бояться за воровство товарно-материальных ценностей. Но даже в сфере услуг рядовые сотрудники могут использовать ресурсы компании. Вот только некие примеры:
  1. Внедрение расходных материалов в личных целях: канцелярия, расходные материалы офисной техники (тонеры, электроэнергия, телефония, программное обеспечение и др.)
  2. Сдача в субаренду офисных помещений. Идет речь не об официальных договорах, а о предоставлении помещения в использование за плату в нерабочие деньки/часы. При отсутствии систем видеонаблюдения и пропускного режима выявить таковой метод мошенничества будет достаточно трудно. Разве что, способом «поймать за руку».
  3. Внедрение рабочего времени в личных целях. Да, пожалуй время — основной ресурс бизнеса в сфере услуг, в особенности высокопрофессиональных. Если сотрудник растрачивает рабочее время на оказание услуг не клиентам компании, а своим личным клиентам и/либо родственникам/друзьям, то такие неоплаченные часы несут убытки для компании. Превентивными мерами тут будет внедрение, установление KPI, точное осознание бизнесменом себестоимости человеко-часа, аудит затраченного сотрудниками времени.

3. Предоставление скидок/программки лояльности

Данный вид жульнических действий всераспространен посреди менеджеров по продажам как в b2b, так и в b2с секторе.
Обычно менеджерам предоставляется некоторая «вилка», в какой они могут предоставлять скидки. Часто часть выручки идет в кармашек менеджеру, который договаривается с клиентом.
Бюджеты, которые распределяются на программки лояльности, не всегда реализуются для этих целей. Подарочные карты/продукты оседают у родственников и друзей. Итогом обычно является неудовлетворенность работой рекламного отдела и плохо просчитанным бизнес-планом. Другими словами под жаркую руку попадает не то звено цепочки.
Понизить риск нерадивых действий посодействуют жесткие, понятные и верно регламентированные правила. Должны быть соблюдены все три аспекта. И действие по схеме plan-do-check-act. При всем этом check должен быть постоянный и на всех звеньях.

4. Создание компании-клона

Схема употребляется сотрудниками высшего звена: директор, денежный директор, коммерческий директор, бухгалтер. Часто данная схема применяется и нерадивыми партнерами по бизнесу.

На кого регится компания-клон?

Обычно компания регится:
  • на самого сотрудника;
  • на близкого родственника;
  • на бывшего/сегодняшнего друга/напарника/сослуживца.
Часто компания зарегистрирована на 1 лицо с наименьшим уставным капиталом, управляющий и обладатель совпадают.
Стоит инспектировать служащих на шаге собеседования на наличие параллельных бизнесов, ведение предпринимательской деятельности через ИП, наличие бизнесов у родственников. В текущее время существует масса муниципальных и коммерческих баз данных, в каких содержится полная информация.

Как осуществляется перевод договоров?

Компания «А» (ваша) ведет переговоры с клиентом. Компания «Б» (клон) имеет совпадение с компанией «А»: заглавие, коды ОКВЭД, веб-сайт, адреса электрической почты, контент и т.д.
На шаге подписания контракта клиенту:
  • предоставляют контракт с реквизитами компании «Б» (в этом случае даже клиент уверен, что его контрагентом является ваша компания, просто средства он платит компании «Б»);
  • приходит представитель компании «Б» и предлагает тот же продукт/услугу за наименьшую стоимость.
В каждом из случаев сотрудник по факту употребляет все ресурсы вашей компании, в том числе бизнес репутацию и положение на рынке для реализации, а итоговый профит имеет компания-клон.

Как противостоять?

Если схема реализована генеральным директором либо партнером по бизнесу — идти в трибунал. Оспорить прямые сделки меж клиентом и компанией-клоном будет проблематично. Но если в компании внедрена и агрессивно работает CRM-система, которая выслеживает все взаимодействия с клиентами на каждом шаге реализации, выявить «замерзшие продажи» будем проще. По каждому случаю необходимо выяснять предпосылки как у менеджера, так и у клиента.
Должны совпасть последующие аспекты:
  • менеджер встречался с клиентом, выявил потребность и дискуссировал договор;
  • у менеджера/родственника есть параллельный бизнес;
  • совпадение наименования, кодов ОКВЭД, веб-сайта, электрической почты и т.д.;
  • клиент не заключает сделку, гласит, что потребность отпала/избран другой исполнитель.

5. Копирование клиентской базы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Навигация по записям