Опыт осознания понятий


Тяжело переоценить значение гуманитарных представлений современного человека. Не только лишь исходя из убеждений физического выживания, да и форм, методов вероятного существования. Вопрос не нов. Еще в конце 19 века Ф. Ницше указывал на то, что зание само по себе, как и наука ради науки, гибельны без осмысления результатов внедрения их достижений: «Всякая правда, угрожающая жизни, это вообщем не правда. Это ошибка…Факт способности науки в том виде, в каком она практикуется сейчас, обосновывает, что простые инстинкты защиты жизни закончили действовать»(1). Идет речь о том, что технологические заслуги истинны исключительно в том случае, если они представляют собой выражение определенных актуальных ценностей. Само по себе понятие технологии предполагает безличность, унификацию, повторяемость. Задачка человека разумного – привнести в технологию смысл, олицетворить, т.е. дух её сотворить, если угодно.

С этой точки зрения, можно сказать, что в рамках концепции «Life science», животрепещущей в западной науке последнего десятилетия, происходит объединение достижений в области науки, управления рыночными отношениями и современных гуманитарных мыслях. Уже заглавие концепции, которое можно перевести как «Науки о жизни», «Живые науки» предполагает осмысление таких понятий как «жизнь», «живое». Как отмечает Е.Я. Бурлина, «В российской культурной традиции «живое» — собственного рода «дао», совпадение вещественного и духовного, природного и культурного, органического и этического» (2). Разглядим тезис об осмыслении обозначенных понятий более тщательно, потому что, по нашему воззрению, контекст восприятия в значимой степени определяет его воздействие.

Для этого обратимся к самому понятию осознания. Воспользуемся подходом, изложенным Л.Витгенштейном:


«Мы ведем речь о осознании предложения в том смысле, в каком оно заменяемо другим, говорящим то же самое; да и в том смысле, в каком его не заменишь каким-то другим. …Так выходит, слово «осознавать» имеет тут два разных значения? Я бы предпочел сказать, что эти методы потребления слова «осознавать» образуют его значение, мое понятие осознания.


Ибо мне необходимо (ich will) использовать слово «осознавать» во всех этих случаях» (3).

Итак, по Витгенштейну осознание подразумевает принятие воспринимающим сразу уникальности и универсальности понятия. Универсальность делает возможность комментирования, рефлексии собственного восприятия, уникальность устанавливает этому процессу пределы. С этой точки зрения прокомментируем те предложения, которыми в Толковом словаре Даля разъясняются значения слов «Живой», «Жизнь», «Жить» (4). Комментарий можно рассматривать как попытку ответа на два вопроса: «О чем речь идет в данном предложении?» и «Что это означает для нас?» Последовательность и совокупа, таких реплик, реакций на предложение и образует его значение. Предложения и комменты к ним представлены в таблице №1.


Таблица №1. «Словарь Даля»


Текст Комментарий
ЖИВОЙ
кто живой, кто живет, живущий, в ком либо в чем есть жизнь;

Жизнь — это нечто, что делает имеющееся живущим.

о душе: даровитый духовною, бесплотною жизнию, либо же не погибший во зле и ереси, спасенный.

Зло и ересь несут смерть. Живой тот, кто избежал их, у кого есть кое-что не считая плоти.

Живой ребенок, быстрый, егоза.

Живой разум, живое воображение, острый, чуткий; игривое, впечатлительное.

Жива вера, искренняя, жгучая, любящая, обнаруженная делами; нагая вера, мертвая. Живы глаза, черты лица, обличающие жаркую душу, разум; острые и радостные глаза.

Живой цвет, краска в лице, свежайший, здоровый, расцветающий.

По истине живого человека охарактеризовывают подвижность тела и разума, развитое воображение, способность к игре, к получению воспоминаний. Только тот живой, кто делом обнаруживает свои убеждения, а по другому его вера – мертва, как и он сам. Удел живого – разум и веселость в сочетании со свежестью и здоровьем.

Живой вопрос, современный, занимающий все сегодняшнее поколение.

Живое вызывает энтузиазм, будит любопытство, вдохновляет к размышлению.

Живое сходство, близкое, четкое.

Живое есть правильное, верное, т.е. соответственное вере.

Жива вода, главная, проточная. Живой источник, сам собою пробившийся на поверхность земли.

Живое – то что находится в движении, источником которого оно само и является и поэтому способно преодолевать препятствия.

Живой огнь, самородный, лесной, древесный, королевский, вытертый из дерева.

Поэтому огнь живой, что жил уже в дереве и вроде бы сам появился.

Живой огнь в лице, в очах, огнь жизни, выразительная теплота и порыв. Небо живым огнем загорелось, зарделось при восходе либо закате солнца

Огнь – знак живого: он теплый и двигается, цвет его – рдяный. Он делает живым то, что освещает.

Жива земля, континент, нетронутая земля, ненасыпная.

Земля тогда жива, когда сама образовалась, ее не насыпали.

Живое серебро, ртуть

Двигается ртуть – вот и жива.

Жива сила, механ. действующая, не пропадающая даром; общая сила движенья теряет часть, от тренья, на одоление сопротивления машины, это мертвая сила; остаток от нее — жива.

Только та часть силы, что полезна людям, что приводит к движению, жива. Остальная, пропадающая попусту – мертва.

Живое урочище, природный символ для межи, как речка, гребень, овраг

Никто не выкапывал овраг и речку, не насыпал гребень. Они сами появились и поэтому – живы.

Живой забор, жива изгородь, состоящий из живых растений, напр. боярышника, терна, шиповника, ивы, березы.

Забор вырос сам, его не сколачивали, он живой.

Шить на живую нить, стегать наспех, временно, приметать редчайшими стежками. Делать что на живую нить, на живую руку, кой-как, некрепко. Сделай живой рукою, живо, скоро, спешно.

Что живо, то некрепко. Что само появилось, само и пропадет, пропадет.

Живое мясо, собств. мясо, мускулы, говоря о ране, для отличия от кожи, клетчатки и пр. Задеть за живое, поранить при стрижке ногтей, срезке мозоли;
*обидеть, оскорбить кого.

Живое – то что в глубине, заветно, т.е. скрыто. Живое – то что болит, если его задеть. Быть живым – означает, быть готовым к боли.

Ахти мне, кабы девка мне: при девице, я живой бы человек!

Женщина делает человека живым.

Жива кость мясом зарастает

Живое – нечто очень принципиальное. Если оно есть, остальное – появляется.

Живая — наша; погибла — Богова!

Творец в жизнь не вмешивается. Живой сам за себя отвечает.

Живой да негоден. Живой, да мертвеца не стоит.

Требуется владеть некими качествами, не считая самого существования, чтоб считаться живым.

За разум хватился, погиб: хоть стыда нету на живой голове!

Жить нужно верно, по разуму. По другому верно будет – умереть.

Посиживает жива живуличка на живом стульчике, теребит живое мясцо? Малыш у груди.

Средоточие, знак живого – мама, кормящая грудью малыша.

ЖИЗНЬ
ж. жись, жизть, простонародное животик; житие, бытие; состояние особи, существование отдельной личности. Жизнь человека, век его, все продолжение земной жизни его, от рождения до погибели; также
род и стиль жизни его, быт, деяния, поступки, похождения и пр.

Жизнь это и состояние личности и то, как это состояние проявляется в поступках, стиле жизни. Человек в течении собственного существования своими деяниями делает этот образ, обращенный и вовнутрь, к личности и вовне, к другим. Стиль жизни создан самим человеком, который в этом смысле творец, т.е. обречен заниматься творчеством.

Это не жизнь, а каторга!

Жизнь не должна быть каторгой, т.е. должна быть свободной. Некаторжность – условие, признак наличия жизни.

Не рад жизни, терплю много горя.

Жизнь предполагает удовлетворенность. Терпение горя – отсутствие жизни.

В обществе нет жизни, нет движения, беседы, наслаждений, все живут сиротливо, сходятся флегмантично.

Сходиться нужно неравнодушно, жить не сиротливо, получать по способности наслаждения, к примеру, беседовать, двигаться на физическом уровне и интеллектуально – тогда в обществе будет жизнь.

Жизненок, — ночек. яросл. жизточка об. милый, разлюбезный, хотимый, жадобный, жизнь моя.

Возлюбленный – это и есть жизнь. Нет любви – нет жизни.

ЖИТЬ

живать, о предмете одушевленном, существовать, быть, быть живым либо в живых; противопол. умереть, быть мертвым.

Человек живет телом на земле, духом на небесах.

Предмет начинает жить, когда в него душа вкладывается, когда он одушевляется.

Тело и дух образуют целостного живого человека.

Содержать себя, добывать пропитание, питаться. Живем своими руками. Чем живешь? Долгами. Вести род жизни. Он живет беспутно. Жить денек и ночь, разгульно. Как живешь, так и слывешь.

Стиль жизни содержит в себе и метод добывания пропитания и соответствие некоторым правилам. Нереально быть одним, а казаться другим. Стиль жизни не поделить на внутренний и наружный.

Жить себе, на себя, хлопотать только о самом для себя; жить на людей; для их полезности. Уметь жить, жить заботливо, по силам: жить рассудительно; успевать во всем, уживаясь с людьми.

Живет — небо коптит.

Нужно как-то уживаться с людьми и пользу им приносить. При всем этом успевать не торопясь. А кто живет только себе – от того в небо копоть подымается, а небо должно быть незапятнанное, там ведь души обретаются.

Жить на правую копейку, честно.

Без копейки – не прожить, но она должна быть правой.

Пьем, людей бьем; как не живем?

Человек склонен отыскивать разъяснение и оправдание своим поступкам: тот, кто «пьет и лупит» конкретно такое поведение считает признаком жизни. А кто этого не делает, тот, по воззрению этого человека, и не живет.

Жить у естя, не у нета, в довольстве.

Жить в довольстве – означает обращать внимании на то, что есть, а не на то, чего нет.

Живут люди, не наживутся, так отлично.

Если человек живет отлично, ему жить никогда не надоест.

Живет не живет, а проживать проживает.

Существование недостаточно для жизни.

Живи не как охото, как Бог велит.

То, как жить охото, может расходиться с тем, как жить нужно. Потому лучше желать подабающего.

Если б жил покойничек, так бы и не помер.

Нельзя сразу жить и не жить. В какой-то момент придется определяться.

Таким макаром, Даль в собственных примерах фиксирует методы потребления понятий «живое», «жизнь», «жить», а наши комменты показывают варианты их восприятия, осознания значений данных понятий. Можно сказать, что нет никаких обстоятельств, по которым нельзя было бы продолжить эти цепочки объяснений, т.е. предложений, в каких говорится о том же самом. Ограничить универсальность понятия может только понимание его неповторимости, уникальности, невозможности выразить другими словами то же самое.


В особенности ярко уникальность потребления слов находится в художественных произведениях. Представляется потому увлекательным сопоставить значения понятий, образовавшиеся в наших комментах словарных статей Даля с тем, которое возникает, в итоге аналогичного комментирования художественного текста. Идет речь о именитом монологе «Быть либо не быть» из катастрофы «Гамлет» У. Шескспира (5). Царевич рассуждает на темы, которые, по нашему воззрению, конкретно связаны с самыми насущными вопросами существования: структурой ценностей человека, грани меж жизнью и проживанием, платой за право жить достойной жизнью, готовностью эту плату заплатить. Сейчас, последуем за текстом не пропустив ни строчки. Структура монолога детерминирует структуру комментариев, последовательность которых, по нашему воззрению, также оказывает влияние на формирование осознания.


Итог такового подхода приведен а таблице №2.

Таблица 2. «Быть либо не быть»


Текст Комментарий

Быть либо не быть, вот в чем вопрос. Благороднее ли молчком вытерпеть пращи и стрелы гневной судьбы, либо поднять орудие против моря бедствий и в борьбе покончить с ними?

Речь не о том, жить либо не жить, а о том, быть кем то либо им не быть. Есть вопросы, в решении которых не может быть середины. Для Гамлета это вопрос о том, как поступить тому, кто лицезреет все несовершенство мира: смириться либо быть готовым умереть. Аспект его выбора – благородство.

Умереть — заснуть — менее того. И

поразмыслить только, что этим сном завершится боль сердца и тыща актуальных ударов, являющихся уделом плоти, — ведь это конец, которого можно искренне пожелать! Умереть. Заснуть

Море бедствий сулит верную смерть тому, кто станет ему противиться. Удел живой плоти – ощущать боль нескончаемых ударов. По сопоставлению с этим, погибель – всего только сон. Как не вожделеть его?

Заснуть, может быть созидать сны; да, вот в чем препятствие. Ибо в этом смертном сне какие нам могут присниться сны, когда мы сбросим мертвый узел суеты земной? Идея об этом принуждает нас тормознуть. Вот причина, которая вынуждает нас переносить бедствия настолько долгой жизни.

Но человеку не дано знать, что ожидает его за порогом жизни. Во всяком случае, идея его перед этим порогом останавливается. И последующий за этой идеей человек, привыкший, подобно Гамлету, иметь ясные, научные обоснования реального и грядущего, остается вытерпеть бедствия жизни.

Ибо кто стал бы выносить бичи и издевки жизни, несправедливости угнетателя, презрение гордеца, боль отвергнутой любви, проволочку в судах, наглость чиновников и удары, которые терпеливое достоинство получает от недостойных, если б можно было самому произвести расчет обычным кинжалом?

Любовь и личная жизнь, политика и муниципальные учреждения – всюду человек может столкнуться с неодолимыми неуввязками. Список бедствий не достаточно поменялся за последние 400 лет. Вопрос Гамлета – готов ли человек заплатить высшую стоимость за свои высшие ценности? Ведь значимость ценности, в конечном счете, определяется ценой, которую за неё готовы заплатить.

Кто бы стал тащить на для себя бремя, кряхтя и потея под тяжестью изнурительной жизни, если б не ужас чего-то после погибели —

неоткрытая страна, из пределов которой не ворачивается ни один путник, — не смущал бы нашу волю и не заставлял бы быстрее соглашаться переносить те бедствия, которые мы испытываем, чем торопиться к

другим, о которых мы ничего не знаем?

Воля человека смущена ужасом неведомого. Возможность страданий еще больше тяжких, чем суждены при жизни – вот что принуждает нас принять условия земного существования.

Так сознание делает нас всех трусами;

и так прирожденный цвет решимости покрывается болезненно-бледным цветом

мысли, и предприятия огромного размаха и значительности в силу этого поворачивают в сторону свое течение и теряют имя деяния.

Причина боязливости – сознание, а идея – это то, что умертвляет решимость. Человек, который живет только из боязни непостижимого, не способен на решительный поступок, который не нуждается в обоснованиях.

Но тише! Красивая Офелия! Нимфа, в твоих молитвах да будут помянуты все мои грехи!

Тяжело расставаться с теми, кого обожал. Последние слова Гамлета, в каких еще слышится искренняя нежность, обращены к Офелии.

Монолог Гамлета, порождает у читателя вереницу образов, которые можно рассматривать как примеры опосредованного потребления интересующих нас понятий. Комментарий есть наделение этих образов определенным значением.

Разъясняя определения Даля, мы не могли избежать привнесения элемента художественности. Сам по для себя высокохудожественный, принципно разноплановый, текст Шекспира при комментировании, напротив, привел нас к неминуемому понижению уровня неопределенности. По нашему воззрению, схожая ситуация свойственна и для современного метода осознания гуманитарных понятий в целом. Строго упорядоченные подходы смешиваются сейчас в науке со рвением к открытости, неоднозначности и неопределённости как основной ценности художественного восприятия понятий. Акцент делается на самом процессе зания, на признании способности сосуществования огромного количества определений понятия. Такое признание является гуманитарной основой толерантности, 1-го из главных понятий концепции «Life science». Нельзя не согласиться с воззрением У.Эко о том, что «условием нашего выживания как созданий мыслящих как раз и является способность развивать собственный разум и восприятие – так, чтоб всякий новый опыт обогащал и изменял наши установки»(6).

Перечень литературы


1) Фридрих Ницше. Радостная наука, М.:Идея, 1990, с.158

2) Е.Бурлина. «Науки о жизни» и коммуникативные образы: «докторы», «Живаго», «жива природа» Ч.Айтматова//»Науки о жизни»: информационно-аналитический альманах.-Самара.:Самараское книжное издательство,2007

3) Витгенштейн Л. Философские исследования. // Витгенштейн Л. Избранные работы. Часть 1. М., 1994, с 38

4) В.И. Даль. Толковый словарь российского языка, М.:Астрель, 2003

5) В. Шекспир. Катастрофа о Гамлете, царевиче Датском, цит. по кн. М.М. Морозов, Избранные статьи и переводы, М.: ГИХЛ,1954, с.331

6) У. Эко. Открытое произведение:Форма и неопределенность в современной поэтике. – Спб.:Академичекий проект, 2004, с.162

В избранное
Подписывайтесь на наш Дзен-канал: zen.yandex.ru/delovoymir.biz

Поделиться
0
Поделиться