Наверх
Педагогам

КОЛЛЕГИ!

 
На портале продолжается  Конкурс "Герой недели".

Для того, чтобы стать ГЕРОЕМ нужно активно участвовать в обсуждении различных тем в разделе "ОБСУДИМ" либо комментировании различных статей или методических материалов пользователей.

Фотография активного участника размещается на Главной странице портала и он получает БЛАГОДАРНОСТЬ от администрации портала за активную работу на портале.

Вы также можете стать модератором какой-либо темы в разделе "ОБСУДИМ". Если в обсуждении Вашей темы в течение месяца будет участвовать не менее 5 пользователей портала, Вы получите СЕРТИФИКАТ модератора и БЛАГОДАРНОСТЬ администрации портала.

 

 



А вы знаете?


 

 Коллеги!

 Предлагаем Вашему вниманию подборку сайтов и блогов для учителей.

Энциклопедические ресурсы в интернете

Демоверсии ГИА и ЕГЭ на 2016 год


 

Глас народа

Проект резолюции ФОРУМА

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ОБЖ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО

7 октября 2014 -

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ОБЖ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ОБЖ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО»

 

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Об этом мы сегодня и поговорим.

Основой ФГОС ООО (Федеральных Государственных Образовательных Стандартов  Основного общего образования) является:     

- духовно-нравственное воспитание  личности;

- гражданская идентичность;

- системно-деятельностный подход.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Как же построить урок ОБЖ в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС ООО важно понять суть этого подхода.  В процессе  учения осознать: «Для  чего  нужны  знания?», «Почему  не  получилось?», «Каких  знаний  не  хватает?». Не требовать от ученика прочитать, запомнить и рассказать, а помочь исследовать  проблему, изучить  ситуацию, принять решение, доказать  своё  мнение, проанализировать  результат.

 Создать  условия для мотивации учебно-исследовательской  самостоятельной  деятельности  ребёнка, в  ходе  которой  активизируются  личностные  качества, воспитывается  характер, формируется  рефлексия, включается  общение, рассуждающее  мышление, осуществляется  дифференциация «знание-незнание», поиск  недостающей  информации  в  решении  проблемы. Формировать  у  обучающегося  внутреннюю  психологическую  готовность  работать  с  незнакомой  информацией.

Вариативны  и  способы  приобретения  знания – каждый  обучающийся   действует  оптимальным  для  себя  способом: на  репродуктивном, проблемном, творческом  уровне; индивидуально, в  паре, в группе, с  классом, с  учителем; письменно, устно; посредством  слова, рисунка, схемы.  Это  способствует  выполнению  требований  ФГОС к  освоению  учебных  программ  на  двух  уровнях: «Обучающийся  научится» и «Обучающийся  получит  возможность  научиться», что является принципиальным отличием новых Стандартов.

Особое место в образовательном процессе занимает система универсальных учебных действий (УУД) обучающихся: коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные. Они отражены в ООП ООО (Основной образовательной программе Основного общего образования) школы и в рабочих программах учебных предметов педагогов по каждому разделу (теме) в соответствие с новыми стандартами, для организации активной познавательной деятельности  на уроке упор делается на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих детей. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
         Уходит в прошлое практика, когда учитель работает весь урок фронтально с целым классом. Современный урок требует применения индивидуальных и групповых форм работы. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
        Меняется роль учителя на уроке. Он организует продуктивную самостоятельную работу обучающихся, помогает овладеть способами познания - главным средством достижения планируемых результатов образования.

Деятельность детей на уроке предполагает решение ряда учебных задач, поэтому учитель должен уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Учебная ситуация - это такая единица учебного процесса, в которой школьники с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, формулируют, или предлагают свое описание и т.п., частично – запоминают.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

        возраста ребенка;

        специфики учебного предмета;

        меры сформированности УУД.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

·       Предъявить противоречивые факты, теории;

·       Обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

·       Использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

В соответствие с требованиями ФГОС, организация урока или учебного занятия направлена на достижение результата обучения, поэтому изменились типы уроков и появились новые формы организации учебных занятий (учебная экскурсия; учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, компьютерном классе, заседание клуба).

Формы организации учебных занятий (урок и его типы)

 

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

Первичное усвоение новых предметных ЗУНов, УУД

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения предметных ЗУНов и УУД

Применение  предметных ЗУНов и УУД в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий

Систематизация предметных ЗУНов или УУД (решение практических задач)

Умение сформулировать обобщённый вывод, уровень сформированности УУД, обеспечивающих умение учиться (работа в парах, использование источников информации и др.)

Урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД

Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи, сформированности УУД

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

 

Современный урок – это создание учебных ситуаций для решения поставленных проблем. От типа урока и дидактической задачи зависит структура урока. Она должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Этапы урока повторяются, чередуются, вплетаются один в другой, при этом каждый этап имеет определенную дидактическую задачу, наполнен содержанием учебного материала и нацелен на результат. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его самостоятельной деятельности.

Основополагающими принципами проектирования современного урока являются:

1. Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.

2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Таким образом, в ходе проектирования современного урока раскрываются такие компетенции как:

- компетентность, связанная с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием результатов образовательного процесса

- компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими обучающихся средствами предмета.

Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития обучающихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний. Сегодня учитель – это навигатор, помощник, который должен чаще отвечать на вопрос ученика «Не знаю, посмотри в учебнике, найди информацию, попробуй сам».

Способность к импровизации на уроке становится важной составляющей профессиональной компетенции учителя. Педагог должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения. В связи с этим самой оптимальной формой проектирования современного урока является Технологическая карта.

Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты. Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

Современные дети уже в школе получают возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологическом мире. Эту задачу помогает решить ФГОС. Поэтому учителю ОБЖ необходимо учитывать интегрированное содержание предмета, что обеспечивает личностно-значимые связи с основами наук, изучаемых в школе, и целостность содержания образования. Ключевое слово, определяющее  деятельность учителя, – развитие. И в моем понимании  – это развитие своего потенциала, стремление к самореализации и самосовершествованию.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 8783 просмотра
Комментарии (1)
Трехлебова Валентина Владимировна # 10 июля 2016 в 02:28 0
Статья очень своевременна.Учителям нужно прислушаться да и работать по старинке не очень интересно.

← Назад