Наверх
Педагогам

КОЛЛЕГИ!

 
На портале продолжается  Конкурс "Герой недели".

Для того, чтобы стать ГЕРОЕМ нужно активно участвовать в обсуждении различных тем в разделе "ОБСУДИМ" либо комментировании различных статей или методических материалов пользователей.

Фотография активного участника размещается на Главной странице портала и он получает БЛАГОДАРНОСТЬ от администрации портала за активную работу на портале.

Вы также можете стать модератором какой-либо темы в разделе "ОБСУДИМ". Если в обсуждении Вашей темы в течение месяца будет участвовать не менее 5 пользователей портала, Вы получите СЕРТИФИКАТ модератора и БЛАГОДАРНОСТЬ администрации портала.

 

 



А вы знаете?


 

 Коллеги!

 Предлагаем Вашему вниманию подборку сайтов и блогов для учителей.

Энциклопедические ресурсы в интернете

Демоверсии ГИА и ЕГЭ на 2016 год


 

Глас народа

Проект резолюции ФОРУМА

Романтики в коридорах власти

Ловушка институтов, на мой взгляд, состоит в том, что без них нельзя обойтись, если имеешь дело с общественными ресурсами, а они не могут обойтись без бюрократии, которая присваивает себе право распоряжаться этими ресурсами, вместо того чтобы управлять от имени граждан. 

 В образовательной политике дела обстоят еще сложнее, чем в бизнесе или, например, в коммунальном хозяйстве. Там есть непосредственные, часто моментальные результаты. Прибыль либо есть, либо ее нет. Тепло, электричество либо есть в доме, либо – мы сразу ощущаем проблему.

Как говорят экономисты, образование – это товар доверительного свойства. Его можно купить, но… нельзя точно определить стоимость и нельзя обменять, если не понравился. Нельзя вернуть.

Строго говоря, нельзя даже компенсировать упущенное, если, например, в дошкольном возрасте не сформировалось воображение, или способность к смене роли, вида деятельности: на других ступенях образования этого уже не исправишь, не «отремонтируешь».

Кстати, именно потому сейчас дошкольное и начальное школьное образование становится важнее профессионального – учить одной технологии становится почти бесполезно, а универсальные умения как раз и формируются в детском саду и начальной школе.

Но вот вы хотите что-то изменить. Вы понимаете или чувствуете, что систему нужно улучшить, изменить способы работы, управления, оценки качества – все устарело. Мир изменился, и способы обучения, с вашей точки зрения, уже не решают задач успешной социализации, ориентации в культуре, понимания происходящего и самореализации ребенка и взрослого.

Вы можете написать об этом статью или сделать публичное выступление, поделиться с друзьями, даже начать в одиночку что-то делать в классе или со своими детьми.

Но образование как система стало институтом – с правилами, организациями, административным управлением. И хотя вам кажется, что это все тоже устарело, – система работает именно так.

И если вы действительно стремитесь к системным переменам, то начинаете понимать, что надо менять сам институт, правила, способы управления. Так, чтобы образование становилось современным.

В какой-то момент становится ясно, что без изменения институтов любая инновационная идея превращается в свою противоположность или тихо умирает. Но вы-то считаете, что ваше дело – детей учить, а не правила системы менять! И напрямую способы обучения детей и правила работы системы в вашем сознании не связываются.

А те, кто, с вашей точки зрения, призван менять систему, работают в прямо противоположном направлении. Они как раз стоят на страже укоренившихся в системе норм и правил. Их работа как раз в том, чтобы правила работали, а не менялись!

И вот в один далеко не прекрасный день вы оказываетесь перед выбором: либо самому идти во власть, либо утешиться ощущением «я же все придумал, а они не захотели».

Картина, конечно, упрощенная, в жизни все запутаннее и сложнее. Но по принципу ситуация такая: либо менять систему образования, став ее частью, либо не претендовать на системные изменения вообще. Становиться частью системы можно, не обязательно служа в департаменте, но пытаясь понять все многообразие системных связей, а не только коридор своих представлений.

Да, «власть отвратительна, как руки брадобрея». К тому же ощущение необходимости перемен приходит, как правило, к людям романтическим, идеалистам, верящим в саму идею изменений к лучшему.

И если им не удается перестроить систему на другой лад, перенаправить бюрократию, создать регламенты и циркуляры в соответствии со своими принципами и основаниями, то есть добиться институциональных изменений, зафиксировать в правилах и нормах современное направление развития образования, заразить этими представлениями сообщество, увлечь ими родителей, политиков, журналистов, если это не удается, – правильные идеи превращаются в пустоцвет, в свое убогое, извращенное подобие.

Внести изменения в систему – это колоссальный труд! Потому что идея рождается в среде единомышленников, а реализовывать ее приходится в террариуме смежников, путем согласования с разными ведомствами, пробивания политических решений, торгуясь и идя на компромиссы, убеждая и играя на страстях и мотивах начальников и подчиненных.

Нужно быть светлым романтиком, чтобы увлечься идеей перемен, и жестким прагматиком, чтобы добиваться изменений.

И не говорите, что таких людей не существует! Да, их мало, но тем более про них надо рассказывать всем, кто стремится менять жизнь.
Александр Адамский

Рейтинг: 0 Голосов: 0 228 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад