Романтики в коридорах власти
Ловушка институтов, на мой взгляд, состоит в том, что без них нельзя обойтись, если имеешь дело с общественными ресурсами, а они не могут обойтись без бюрократии, которая присваивает себе право распоряжаться этими ресурсами, вместо того чтобы управлять от имени граждан.
В образовательной политике дела обстоят еще сложнее, чем в бизнесе или, например, в коммунальном хозяйстве. Там есть непосредственные, часто моментальные результаты. Прибыль либо есть, либо ее нет. Тепло, электричество либо есть в доме, либо – мы сразу ощущаем проблему.
Как говорят экономисты, образование – это товар доверительного свойства. Его можно купить, но… нельзя точно определить стоимость и нельзя обменять, если не понравился. Нельзя вернуть.
Строго говоря, нельзя даже компенсировать упущенное, если, например, в дошкольном возрасте не сформировалось воображение, или способность к смене роли, вида деятельности: на других ступенях образования этого уже не исправишь, не «отремонтируешь».
Кстати, именно потому сейчас дошкольное и начальное школьное образование становится важнее профессионального – учить одной технологии становится почти бесполезно, а универсальные умения как раз и формируются в детском саду и начальной школе.
Но вот вы хотите что-то изменить. Вы понимаете или чувствуете, что систему нужно улучшить, изменить способы работы, управления, оценки качества – все устарело. Мир изменился, и способы обучения, с вашей точки зрения, уже не решают задач успешной социализации, ориентации в культуре, понимания происходящего и самореализации ребенка и взрослого.
Вы можете написать об этом статью или сделать публичное выступление, поделиться с друзьями, даже начать в одиночку что-то делать в классе или со своими детьми.
Но образование как система стало институтом – с правилами, организациями, административным управлением. И хотя вам кажется, что это все тоже устарело, – система работает именно так.
И если вы действительно стремитесь к системным переменам, то начинаете понимать, что надо менять сам институт, правила, способы управления. Так, чтобы образование становилось современным.
В какой-то момент становится ясно, что без изменения институтов любая инновационная идея превращается в свою противоположность или тихо умирает. Но вы-то считаете, что ваше дело – детей учить, а не правила системы менять! И напрямую способы обучения детей и правила работы системы в вашем сознании не связываются.
А те, кто, с вашей точки зрения, призван менять систему, работают в прямо противоположном направлении. Они как раз стоят на страже укоренившихся в системе норм и правил. Их работа как раз в том, чтобы правила работали, а не менялись!
И вот в один далеко не прекрасный день вы оказываетесь перед выбором: либо самому идти во власть, либо утешиться ощущением «я же все придумал, а они не захотели».
Картина, конечно, упрощенная, в жизни все запутаннее и сложнее. Но по принципу ситуация такая: либо менять систему образования, став ее частью, либо не претендовать на системные изменения вообще. Становиться частью системы можно, не обязательно служа в департаменте, но пытаясь понять все многообразие системных связей, а не только коридор своих представлений.
Да, «власть отвратительна, как руки брадобрея». К тому же ощущение необходимости перемен приходит, как правило, к людям романтическим, идеалистам, верящим в саму идею изменений к лучшему.
И если им не удается перестроить систему на другой лад, перенаправить бюрократию, создать регламенты и циркуляры в соответствии со своими принципами и основаниями, то есть добиться институциональных изменений, зафиксировать в правилах и нормах современное направление развития образования, заразить этими представлениями сообщество, увлечь ими родителей, политиков, журналистов, если это не удается, – правильные идеи превращаются в пустоцвет, в свое убогое, извращенное подобие.
Внести изменения в систему – это колоссальный труд! Потому что идея рождается в среде единомышленников, а реализовывать ее приходится в террариуме смежников, путем согласования с разными ведомствами, пробивания политических решений, торгуясь и идя на компромиссы, убеждая и играя на страстях и мотивах начальников и подчиненных.
Нужно быть светлым романтиком, чтобы увлечься идеей перемен, и жестким прагматиком, чтобы добиваться изменений.
И не говорите, что таких людей не существует! Да, их мало, но тем более про них надо рассказывать всем, кто стремится менять жизнь.
Александр Адамский
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Нет материалов для отображения