Наверх

Как загубить судьбу собственного ребенка и сделать невыносимым остаток собственной жизни?

 Когда бываешь за границей, всегда интересно посмотреть «со стороны» на соотечественников. В отличие от 2000-х годов, когда наши отличия от европейцев были очень заметны (наша «колхозность» прямо-таки бросалась в глаза), сейчас людей из России можно и не распознать сразу: все-таки цивилизация проникла в нашу страну и мощно нас изменила. Однако, если вы идете, например, по Парижу, Нью-Йорку или даже Праге и видите семью с ребенком, который громко орет, рядом мамочка утешает и вытирает ему сопли (например, подолом платья), а возле них папочка стоит, как бы ни при чем, потупив глазки, знайте – это семья из России. В любом парке или на выставке русскую семью можно отличить по громкости воплей ребенка. Дети в семьях европейцев никогда не кричат так громко, и никто их не утешает.

 

Почему наши дети так капризны? Почему они кричат часто и громко?

Может быть, это наследственное, причина на генетическом уровне?

Нет, конечно. Но причина не менее глубока – так проявляется многовековая культура семейного воспитания, в которой запреты, шлепки, и подзатыльники тесно соседствуют с жалостью к ребенку, установкой его постоянно утешать, ограждать и защищать от всего окружающего. К капризам и крикам приводит характерный «механизм» воспитания, когда ребенку сначала все запрещают, потом он начинает просить и капризничать, ему запрещают еще сильнее то, что он просит. Ребенок настойчиво увеличивает громкость, и, наконец, когда она становится невыносимой, ему, наконец, разрешают то, что запрещали. Все! Борьба за желаемое увенчалась успехом, капризы и крики получили положительное подкрепление: капризничай настойчивей и громче, и ты получишь все, что хотел.

Но не именно это губит ребенка 

Я описал эти наблюдения просто для затравки. Не губит ребенка и чрезмерное внимание родителей к одеванию детей: чтобы им не было холодно, чтобы шапочка была ровно надета, и чтобы шарфик был, как следует, затянут, чтобы ниоткуда не поддувало. Интересно, что в одну и ту же погоду ребенок из России будет в куртке, шапке, стеганых штанах, шарфе и сапогах, а ребенок, скажем, из Голландии или США – в футболке, шортах и сандалиях. И бейсболке.

Но есть среди традиций семейного воспитания в России и такие, которые действительно губят судьбу ребенка: с одной стороны, это тотальный контроль за всеми действиями, мыслями и деланиями ребенка, с другой - отказ ребенку в его части обязанностей и ответственности по дому, а также в праве самостоятельно принимать решения.

Начинается это где-то с 1,5 лет, может быть – чуть раньше, может быть – чуть позже, как только ребенок сам уверенно пойдет. Мама моет пол, ребенок хочет тоже, но ему говорят: ты маленький, ты не сможешь, только воду разольешь и грязь развезешь. Папа чинит машину, ребенок тоже берет гаечный ключ, а ему говорят – положи, ты уронишь, у тебя не получится. И т.д. Ребенку отказывают в праве самому одеваться, потому что он делает это медленно, а ждать некогда. Ребенку не дают заботиться о цветах, потому что он может воду разлить. Наконец, он не имеет права сам принимать никакие решения: ни что ему надеть, ни что он будет есть, ни на каком инструменте учиться играть или каким спортом заниматься.

В школьный период ребенок уже не решается сам, без мамы, делать уроки дома. Все равно мама будет проверять, ругаться и заставит переписывать.

В конце концов, родители решают, в какой вуз поступить и на какую специальность, на ком жениться, когда заводить детей и пора ли разводиться…

Оборотная сторона гиперопеки – пресловутая «жалость» к ребенку

 Еще бы, ведь он такой уязвимый! По первому его писку родители бросаются к нему, хватают на руки, начинают тискать и жалеть – что тебе надо, маленький? Все это вместе - проявление слепой родительскою любви, которая, к сожалению, приводит к негативным последствиям в личности, характере и дальнейшей судьбе ребенка. И в результате ребенку даже не нужно ничего говорить – мама и так всегда угадывает, что ему надо. И дети начинают намного позже говорить, их интеллектуальное развитие тормозится.

В результате ребенок решает все свои проблемы с помощью капризов и криков, ему ничего не надо делать самому, всем его обеспечат родители. Ребенок научается виртуозно манипулировать родителями с помощью капризов, у него формируется истерический стиль поведения и характер в целом.

В раннем возрасте ребенка родители, как правило, сильно занижают его возрастные возможности, ничего от него не ожидают, никаких обязанностей и ответственности ему не передают, а продолжают одевать, кормить с ложечки, катать в коляске, давать соску, надевать на него памперс – до 3х-4х лет – тогда, когда ребенок уже в состоянии полностью обслуживать себя сам и взрослым по дому помогать – уже с 1,5-2х лет!

Особенно тяжелые последствия гиперопека имеет для детей, имеющих недостатки развития, симптомы аутизма или ММД. Она приводит к возникновению устойчивого отставания в интеллектуальном развитии, приводит к масштабной инвалидности ребенка! Между тем, эти симптомы задержки развития можно было бы скомпенсировать, нагружая ребенка самообслуживанием, работой и ответственностью, начиная с раннего возраста.

Достаточно часто ребенок, вырываясь из-под контроля, гиперопеки родителей, начинает совершать протестные, асоциальные поступки – и попадает в число «трудных» детей. Это еще одно, очень характерное последствие контроля, гиперопеки. Потом, после прохождения бурного подросткового периода, это пройдет, но ошибки, которые может наделать за это время ребенок, последствия его подросткового бунта потом будут преследовать его всю жизнь.

Ужасающие контроль и  опека со стороны родителей и несамостоятельность детей приводит к тому, что дети остаются на всю жизнь иждивенцами, пассивными и ни в чем не заинтересованными, не способными нести ответственность ни за что. Многие их способности и таланты остаются неразвитыми, скрытыми. Вырастая, они так и не научаются отвечать ни за собственную жизнь, ни за собственную семью и своих детей и так и норовят «подкинуть» их старикам-родителям и отправиться развлекаться. И все повторяется через поколение.

Такая тенденция к гиперопеке и отсутствие самостоятельности у детей в конце концов приводит к хронической неудачливости во взрослой жизни, к тому, что человек так и не находит своего места в обществе, к социопатии и асоциальности. А это, к сожалению, очень массовая и глубоко укоренившаяся национальная традиция россиян.

Источник

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад