Наверх

Лидия Антонова: «Учитель должен заставить детей думать, а учебник – развиваться и творить»

В первый раз в новый стандарт

В новом учебном году в Подмосковье открывается сразу восемь новых школ. Красивые, светлые, с бассейнами и спортивными блоками. Здесь будет три-четыре первых класса. А всего в области 1 сентября первый раз в первый класс пойдет 72 тысячи ребят. О том, что ждет детей и их родителей в новом учебном году и не только, рассказала министр образования региона Лидия АНТОНОВА. 

— Наверное, самый главный вопрос, который в преддверии нового учебного года беспокоит родителей, — будет ли школьное образование платным? Что такое новый образовательный стандарт? Что входит в базисный план?

— Не беспокойтесь, в законе не написано, что какой-то предмет будет платным. Школа и раньше оказывала и будет оказывать платные услуги, как любое другое учебное заведение. Другой вопрос, как организовать этот процесс. Еще три года назад, когда мы получили закон о создании учреждений бюджетных, казенных, автономных, первая мысль у меня была: «Кто сможет этот закон правильно реализовать на уровне школы?» Только директор нового типа, который имеет не только профессиональную педагогическую подготовку, но и обладает правовыми, экономическими знаниями. Этот закон позволяет как и очень интересно организовать работу, так и сделать это совершенно неправильно, так что придется потом за нее серьезно отвечать. На директора ложится большая ответственность. Домодедовский район, например, уже два года как перешел полностью на автономные учреждения. Ничего, нормально работают. Уровень платных услуг остался на том же уровне. Ведь платная услуга — это то, что может родитель позволить своему ребенку и хотел бы. Другое дело, что при профилизации старшей школы по новому закону есть опасность уйти в одну сторону, например, только в точные науки. Но если в ней не будет серьезного гуманитарного образования, спортивной подготовки, то мы вырастим больных «ботаников», живущих в Интернете. Надо помнить, что в 15–17 лет далеко не каждый ребенок и его родители могут определиться с будущей профессией. Решить, что математика ему важна, а география — нет. Закон многое отдает на откуп самой школе, решения должны приниматься на месте. Профильное образование — хорошо, но надо знать историю своей страны, языки, основы безопасности жизнедеятельности. Другое дело, в каком объеме это будет изучаться. Если в школе математической несколько человек захотят углубленно изучать географию, мы не сможем это сделать за бюджетные деньги, потому что не сформируем класс. Значит, родителям придется платить. Другой выход — мы будем развивать сетевое взаимодействие, собирать учеников из нескольких школ, привозить их в одно место, где они будут учить в определенный день географию. Но об этом надо думать сегодня, закладывая этот проект вперед.

Задача Министерства образования — этот процесс регулировать. В Подмосковье более полутора тысяч школ, идет их постоянный мониторинг. В Академии социального управления создано специальное направление, чтобы увидеть, какие реальные процессы происходят в школе.

— С этого года вводится новый предмет — основы изучения религии. Кто будет его преподавать?

— Мы изучили мнение родителей и педагогов еще год назад, чтобы понять, что для них предпочтительно. Если родители слышат слово «Этика», они все готовы записать своих детей на изучение этого предмета, думая, что их наследников научат красиво себя вести. Задача учителя — помочь родителям сделать правильный выбор. Действительно, большинство выбрали модуль «Светская этика». На следующем месте «Основы православия», затем «Основы мировых религиозных культур». В районах, где большие национальные диаспоры, в некоторых школах выбирают «Ислам». Согласно этим предпочтениям родителей учителя получили специализацию в каждой школе. Но введение такого предмета вовсе не значит, что мы прекращаем факультативы: «Духовное краеведение Подмосковья», «Основы православной культуры» и прочие культурологические курсы.

— В прошлом году был введен третий обязательный урок физкультуры. Зачастую школы переполнены, а спортзал один. Получается ли всем заниматься?

— Вопрос в каждом случае решается по-разному. В современных школах, которые мы начали строить несколько лет назад, уже предусмотрен целый спортивный блок: несколько залов и бассейн. Где этого нет, занимаются на школьных стадионах, в тех залах, которые есть. Важный момент, как организован процесс. В Московской области существует много спортивных объектов. Губернатор Сергей Шойгу поставил задачу, чтобы эти объекты были доступны для школьников и бесплатными. Например, в Рузском районе все школьники по графику приезжают в Центр водного спорта и учатся плавать. Не поверю, что нельзя найти время между тренировками спортсменов-профессионалов для школьных занятий. На самом деле было бы желание. Много лет в лобненской школе работает учитель, который начал проводить третий урок физкультуры задолго до того, как он стал обязательным. При этом в этой школе спортивного зала вообще нет.

— Нужно ли изучение языка в школе, ведь родители все равно нанимают дополнительно педагогов, отправляют детей на курсы, а школьный объем оставляет желать лучшего?

— Когда я работала в школе, у нас был всего один урок иностранного языка, казалось бы, зачем ходить, все равно язык не выучишь. Однако он был выстроен так, что все хотели на него ходить и успешно изучали язык.

— Будет ли меняться программа по «Окружающему миру», в один учебник включены и физиология, и экономика, и история — на все по одному-два урока. Какой смысл?

— Есть такой известный учебник Бонк, благодаря ему я, и не только я, выучила английский язык. В советское время не было мотивации учить языки, не было возможностей у детей из простых, рабочих семей, как я, заниматься на курсах и с преподавателями. Тут недавно услышала интервью Натальи Бонк, которая сказала, что учебник — это основа. Для развития, тыворчества. Умный, если у него нет хорошего учебника, придумывает что-то свое. Мне не хочется критиковать, но многие учебники направлены на натаскивание, а не на развитие ребенка. По учебнику по «окружающему миру», действительно, есть большие вопросы.

— Лидия Николаевна, что для вас 1 сентября?

— Я помню несколько 1 сентября в своей жизни. Когда меня родители повели в школу, и было А, Б, В, Г, Д классов. Это были годы, когда у людей было желание много иметь детей. В нашем поселке была большая школа, огромная линейка, и директор школы, фронтовик, спросил: кто из первоклассников хочет выступить? Мои родители были страшно удивлены, когда я подняла руку и пошла. Уже не помню, что мной двигало в тот момент, но из множества первоклассников выступала я одна. Потом я помню, как повела в школу своего внука Николая. А вот дочь я не смогла отвести. Я была учительницей и 1 сентября проводила на работе. В этом году я планирую побывать в одной из областных школ — среди них есть много интересных, новых, современных, везде пройдут праздничные уроки. На этот раз они будут посвящены победе 1812 года, победам Московской области на Олимпиаде, согласно предложению уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова, пройдут уроки об уважении в семье. Поговорить есть о чем. А потом я поеду по приглашению нашего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия открывать новый учебный год вместе с ним в духовной семинарии. Уже многие годы я провожу 1 сентября сначала в светском, а потом в духовном образовательном учреждении. Это важно. Человек не обязательно должен быть верующим, православным, но должно быть уважение к культуре людей, которые здесь живут, а у коренных жителей должно быть уважение к культуре приезжих. Тогда у нас не будет конфликтов. 

Источник

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад