Наверх

Павел Сергоманов, Москва: Новые должности – новые возможности

 Идея Национальной системы учительского роста проста – создать содержательную карьеру для учителя. Не саму по себе, а для того, чтобы дети хотели познавать новое, улучшить свои отметки, поверить в добро. Эта идея была изначально, и она не изменилась.

 Карьера – это хорошее учительское самочувствие и профессионализм. Это главные причины успехов детей. Хорошее самочувствие приходит тогда, когда человек имеет возможность к самореализации, к прохождению своего пути. И этот путь, хоть и бывает сложным, на самом деле составляет весь смысл профессии.

 
Проблема в том, что в работе «постсоветского» учителя связь между реальной квалификацией и вознаграждением стала размываться, а высокая квалификация часто неотличима от пустословия. Вот посмотрите: два человека – один пишет и другой пишет. Но один писатель, а второй графоман. Два фильма: один зрители смотрят, а на втором и десяти минут не могут высидеть. У нас ситуация с определением квалификации еще сложнее, потому что ребенок не книга и не фильм. И все же мы вынуждены себя спрашивать: вот эта «пятерка» (медаль, победа, проект) – это чей результат?
 
Многие думают, что можно оценить квалификацию учителя по результатам детей. Да это так. Но ответ на мой взгляд неполный. Что делать в случае, когда с детьми (показавшими хороший результат) занимались репетиторы, учителя в начальной школе, родители, да сам ребенок в конце концов?! Как премию делить? Думаю, что здесь нужны не только результаты детей, к которым их «привел» тот или иной учитель.
 
В советское время (да и в разные другие времена!) квалификация учителя была уровневой. И должности (точнее, позиции), учитель занимал в соответствии с новым уровнем. Это значит, что каждый новый уровень – это другая квалификация. Притом, что, человек не просто научился вести онлайн-курсы, к примеру. Нет. Новый уровень – это резкое усложнение предмета работы. Одно дело работать с детьми (даже со сложными), совсем другое – работать с учителями, разрабатывать сложнейшие образовательные программы и реализовывать их в кооперации с родителями и коллегами. Профессиональный стандарт, который лежит в основе Национальной системы учительского роста как раз и предлагает профессионалам определить границы уровней: как по новым трудовым функциям (проектирование и координация), так и по совершенствованию основной трудовой функции – реализации программ обучения и воспитания.
 
И еще очень важное. Зачем новые должности? Государству необходимо улучшить связь между квалификацией и вознаграждением. Директору нужно дать новые возможности содержательной учительской карьеры и чувствительной разницы в вознаграждении. Новые должности (должности, основанные на должности «Учитель») – это возможность штатного расписания школы. Это не всеобщие награды и звания! Завтра не должно быть сколько-то процентов старших или ведущих учителей! Это возможность школы привлечь по контракту крутых профессионалов с новыми обязанностями, за которые платят напрямую.
 
Известно, что в 2016 году обсуждалась и готовилась дорожная карта для Правительства по внедрению НСУР. С моей точки зрения, «программными» для НСУР являются три документа: профессиональный стандарт педагога (его разрабатывала группа МГППУ по поручению Минобрнауки России, под руководством Е.А. Ямбурга и В.В. Рубцова), изменения в номенклатуру должностей педагогических работников и порядок аттестации педагогических кадров. Профстандарт – новое для нас явление. А изменения в номенклатуру и порядок аттестации по объему совсем небольшие, но чувствительные. Это всё нужно широко обсуждать. Этот процесс идет. Важно, чтобы мы не «гнали лошадей», а вначале их хорошенько запрягли. Этот вопрос касается миллионов самых лучших людей!
 
Что в целом может дать конкретной школе и учителю эта система? Решение проблем со сложными категориями детей. Быструю смену образовательных программ, учебных планов и расписания под образовательные потребности детей. Авторство практиков в образовательных программах на уровне школы. Высокооплачиваемые должности. Объективную аттестацию. Мотивацию учителей. Кстати, Рособрнадзор, МГПУ, МГППУ разрабатывают версии единых федеральных оценочных материалов – ЕФОМ. Ведомство думает над возможной инфраструктурой оценки (где и как проводить новую аттестацию).
 
Об авторе
 
Павел Сергоманов – директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ.
\
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад