Как продиагностировать образовательную модель школы?

Вы уже ознакомились с теорией и кратким описанием моделей школьных организаций. Здесь вам предлагается инструмент для диагностики состояния вашей школьной организации.  

 

Вы уже ознакомились с теорией и кратким описанием моделей школьных организаций. Здесь вам предлагается инструмент для диагностики состояния вашей школьной организации.

«Для чего это нужно?» – спросите вы.  Ведь вы уже примерно определили для себя и то, к какой модели относится ваша школа, и то, какая модель наиболее привлекательна для вас.

Диагностика нужна для того, чтобы определить, в какой же модели на самом деле (а не вам так кажется) работает ваша школа. Причем, при диагностике, вы можете увидеть, что диаграмма компонентов образовательной модели вашей школы – это далеко не прямая с несколькими отступлениями к параметрам другой модели, а нервно дергающаяся из одного конца к другому ломаная линия.

Ну а теперь о главном, хотя и тривиальном:  Успех ЛЮБОГО предприятия зависит, прежде всего, от того, насколько четко поставлены ЦЕЛИ, насколько правильно выбраны СРЕДСТВА их достижения (т.е. насколько созданы условия для достижения этих конкретных целей) и насколько правильно просчитаны ШАГИ к достижению цели (определены задачи и пути их решения).

Всем (ну, кроме, пожалуй, полных идиотов или детей грудного возраста) понятно, что для того, чтобы забить гвоздь лучше использовать молоток, а не микроскоп, хотя, конечно, и микроскопом можно попытаться. Вопрос только в том:

·       сколько мы тогда потратим времени на забивание этого гвоздя – раз,

·       что будет с микроскопом, после того, как мы забьем-таки гвоздь (если, конечно, все-таки забьем) – два,

·       и чего нам этот гвоздь, забитый микроскопом будет стоить – три!

Все это настолько хорошо всем понятно, что вряд ли кто-то все-таки будет делать попытки забивать гвозди микроскопом.

Но ведь пример приведен не просто так!

Мы все (имеются ввиду руководители школ) мало задумываемся о таких простых вещах, как соответствии ЦЕЛЕЙ (забить гвоздь в примере, а в нашем случае цели, которые ставит перед собой школа), СРЕДСТВ их достижения (микроскоп в примере и организации образовательного процесса и содержании образования в школе), и УПРАВЛЕНИЯ процессами (в примере их нет, но опять-таки понятно, что даже забивая гвоздь микроскопом, мы вряд ли будем привлекать к этому процессу, к примеру, 5 человек, и распределять между ними роли. Мы подумаем о том, а нужно ли собирать группу, которая бы должна была разработать инструкцию по забиванию гвоздя микроскопом).

И именно в этом (несоответствии целей, способов и механизмов их достижения, а также управления этими механизмами) основная причина того, что далеко не все школьные организации (а если быть справедливыми, то можно сказать, БОЛЬШИНСТВО школ), не достигают поставленных целей.

Поэтому я вам и предлагаю инструмент для диагностики.

 

Инструментом для диагностики образовательной модели школы (ОМШ) так же как и любого другого образовательного учреждения, будь то ВУЗ или ДОУ является диаграмма компонентов образовательной модели.

На нашем сайте размещена такая диаграмма. Эта диаграмма разработана голландскими учеными Э. МАРКСОМ, Л. Де КАЛУВЕ и М. ПЕТРИ, творчески доработана сотрудниками Калужского Университета социальных исследователей (В.Д. УЛАНОВ) и  адаптирована под российские условия сотрудниками Кафедры управления АПК и ППРО (Москва)  под руководством академика К.М.УШАКОВА) и уже в дальнейшем доработана мною для удобства пользования ею на практике.

Для того, чтобы провести диагностику, и она была валидна, необходимо, чтобы это было сделано не только руководителем ОУ или какой-то группой: администрации или референтных лиц. Нужно, чтобы в диагностике участвовали все педагоги и, желательно, учащиеся старших классов, возможно выпускники и близкие школе люди, вникающие в суть процесса, родители.

 

Дл работы с диаграммой необходимо разделиться на группы, более или менее однородные по своему составу:

 

  • ·       Администрация – менеджеры
  • ·       Администрация – дидакты
  • ·       Администрация – воспитатели/организаторы
  • ·       Специалисты – корректоры
  • ·       Специалисты – дополнительного образования
  • ·       Учителя начальной школы
  • ·       Учителя-предметники (по специальностям)
  • ·       Неформальные классные руководители, воспитатели, вожатые, наставники
  • ·       Родители
  • ·       Учащиеся
  • ·       Выпускники

 

После того, как группы определены им предлагается поработать с диаграммой компонентов Образовательной модели ручками 3-х цветов:

один цвет – это действительное положение вещей, то, что реально отражает сегодняшнее состояние школы,

другой – это то, к чему, по мнению членов данной группы, стремится сегодня школа – ее ближайшее развитее,

третий – это то, чему хотелось бы соответствовать, не раздумывая, возможно ли и реально ли это на сегодня и даже завтра.

 

Каждая группа вычерчивает диаграмму. Причем все двигаются от пункта к пункту совместно, руководимые кем-либо, ибо необходимо, чтобы все изначально СОГЛАСОВАЛИ ПОНЯТИЯ. Чтобы всеми группами четко понималось то, что подразумевается под тем или иным термином. Для этого тот, кто будет руководить диагностикой, должен первоначально сам разобраться в смысле этих терминов и при необходимости проконсультироваться со специалистом нашего портала.

Следует отметить, что при анализе некоторых компонентов ОУ в одной и той же группе может возникнуть такая ситуация, когда будет необходимо обозначить 2 или 3 точки. Такая ситуация вполне допустима.

Далее, когда все группы отработали и вычертили свои диаграммы, необходимо проанализировать данную работу. Этот анализ необходим вам для того, чтобы смоделировать в дальнейшем, как Образовательную программу школы, так и МИССИЮ и Программу долгосрочного развития так, чтобы эти документы были не формальной отпиской для проверяющих органов, а рабочим документом школы, с которым она сверяет шаги на пути к достижению ЦЕЛИ.

Анализ сегодняшнего состояния проводится для того, чтобы понимать и видеть, где школа реально находится сейчас (в какой модели лежать ее цели, а в какой средства достижения). При этом в результате проведенного анализа будет видно, что каждая группа оценивает состояние школы сегодня по-разному, порою просматривается совершенно противоположное видение одних и тех же компонентов разными группами. При анализе важно отследить: разное видение – это результат несогласованности понятий, разного понимания различными группами одних и тех же процессов или же действительно (и зачастую так и бывает) МО математиков воспринимает процессы, происходящие в школе, и движется совсем в ином направлении, чем группа филологов (к примеру)

Анализ кривой, отражающей движение в ближайшей зоне развития важен для понимания, насколько каждая группа и весь коллектив в целом понимают цели администрации. Ведь зачастую администрация в своих представлениях далеко впереди своего коллектива.

Ну и последняя кривая, которая показывает нам мечты и чаяния, стремления и цели коллектива. Это то, что нужно либо корректировать, достигать единомыслия, либо то, на что нужно ориентироваться администрации  в формулировании программы развития школы.

Если вам самостоятельно трудно провести анализ и сделать обобщения, вы можете обратиться за помощью на наш портал.

В любом случае следует понимать, что нельзя достичь результата, если цели будут лежать в области 4-5-ой модели школы,  организационно-педагогические условия в 1-2-ой, а содержание образования и управление в 3-ей.

И уже после того, как произведен детальный анализ можно приступать к проектированию и моделированию Миссии и дальнейшего развития школы.

 


 

 

Комментарии (26)
0 # 28 июля 2012 в 08:48 +1
Очень полезная вещь для понимания, где мы и куда двигаться дальше. scratch Внимательно изучил опросник диаграммы компонентов образовательной модели. Возник вопрос (I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС > I.III. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА > c. НАСТАВНИКИ > В. Повышение квалификации) нет распределения по моделям школ, на мой взгляд, пропущено. Жаль, нет возможности опросить коллектив, все в отпуске. Попробую себя опросить... joke
Кашкина Татьяна Вадимовна # 28 июля 2012 в 10:09 0
Спасибо за то, что заметили недоработку. Прошу прощения. Сейчас же исправлю. Если заметите что-либо еще, пишите.
Кашкина Татьяна Вадимовна # 28 июля 2012 в 10:10 0
А пока нет коллектива, продиагностируйте сами, только будьте предельно честны. Не выдавайте желаемое за действительное. joke
0 # 6 ноября 2012 в 22:35 0
И я тоже пока на себе попробую.
0 # 26 августа 2012 в 19:14 0
Спасибо, на сентябрь месяц загружу завуча. И пока она вникает, можно будет заняться действительно педагогической деятельностью - уроками. Ну а если серьезно, то уже и при беглом взгляде на содержание материала, становится ясно - модернизация у нас идет только на словах, а на деле - мы от этого далеки zst
Кашкина Татьяна Вадимовна # 26 августа 2012 в 19:53 0
Об этом и разговор. Сколько не смотрела ОУ, везде все только на словах и на бумаге, и то, что делается противоречит тому, что декларируется.
0 # 6 ноября 2012 в 22:34 0
Вероятно, люди писали программы для проверяющих. Наша школа отошла от этого. Сейчас настало время понимания, что работать надо на себя, на своё будущее, а не ради "какой-то тётеньки или какого-то дяденьки". При обсуждении программы столько предварительной работы было проведено. Все МО на разных уровнях все блоки программы прорабатывали.
0 # 10 ноября 2012 в 14:38 0
Спасибо, очень интересно, а главное полезно.
Емелина Анна Витальевна # 14 ноября 2012 в 09:46 0
Спасибо, обязательно попробую!!! Очень полезно и интересно!
0 # 5 декабря 2012 в 08:48 0
Теперь точно можно определить, к какой модели относится школа. Действительно, данный инструмент поможет продиагностировать образовательную модель школы. Спасибо!
Сычёва Лариса Вячеславовна # 6 декабря 2012 в 22:57 0
СУПЕР! После окончания ремонта обязательно проведём диагностику. Примите БЛАГОДАРНОСТЬ!
0 # 8 января 2013 в 17:52 0
Спасибо за конкретный материал. Действительно, много красивых слов остаётся лишь на бумаге. А на деле всё ещё перестраивать, перестраивать и перестраивать....
0 # 31 января 2013 в 20:16 0
Талантливо, полезно и своевременно!Обязательно предложу своим коллегам обсудить и провести диагностику.Спасибо!
0 # 3 февраля 2013 в 16:48 0
Спасибо! Татьяна Вадимовна- вы настоящий кладезь.
0 # 12 марта 2013 в 08:36 0
Спасибо за полезную информацию.
0 # 12 марта 2013 в 10:03 0
Спасибо, очень интересно, а главное полезно.
0 # 12 марта 2013 в 22:37 0
Спасибо, материал заставил задуматься.
0 # 13 марта 2013 в 08:52 0
Большое спасибо за информацию.
0 # 15 марта 2013 в 15:57 0
Спасибо! Так просто о сложном,не у всех это получается. У Вас-очень!Есть возможность все переосмыслить. Спасибо за пищу для размышления.
0 # 17 марта 2013 в 06:15 0
Спасибо за очень познавательный материал. Обязательно проведем диагностику в своей школе.
0 # 18 марта 2013 в 09:48 +1
Большое спасибо за разъяснение. Как говорил мой учитель, опираясь на задачи сформулируй одну но правильную цель.
0 # 31 марта 2013 в 05:30 0
Сложное всегда остается сложным, пока не будет разложено по полочкам. Благодарю от всей души Вас!
0 # 6 апреля 2013 в 11:41 0
Очень интересная диаграмма. Продиагностировала свою школу пока по I блоку - вышла, в основновном 3 модель. Поняла, что нужно организовать диагностику по данным рекомендациям - со всеми сообща. А различные варианты просто интересно все было прочитать, уже из одного только прочтения видишь, куда надо стремиться выходить в дальнейшем. Спасибо огромное за материал!
0 # 6 мая 2013 в 17:20 0
Спасибо за материал. Очень интересно, а главное полезно
0 # 17 августа 2013 в 01:23 0
На ШМО начальных классов предложу учителям. Спасибо!
0 # 7 ноября 2013 в 18:21 0
Восхищаюсь Вашей работой!