Наверх

«Понимают ли чиновники, что дальнейшее изучение литературы в 11 классе можно закончить?»

4 ВОПРОСА ПРО ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ОТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО И ЛИТЕРАТУРЫ

«Понимают ли чиновники, что дальнейшее изучение литературы в 11 классе можно закончить?»

 

Только что мои дети написали итоговое сочинение. Мои — это 11 класс. Один «незачёт» (несколько неожиданный), три медальных подтверлись, одно — «незачёт» по орфографии. То есть с медалью простимся. Ну и ладно. Три медалиста на 18 человек — это тоже неплохо. Нормальный результат. Тем более, что есть возможность пересдачи.

Но всё-таки я кое-что не понимаю.

 1. Зачем нужно итоговое сочинение? Можно объяснять сто раз, что это допуск к ЕГЭ, что это проверка знаний по литературе. И эти объяснения в любом случае принятуты за уши. Когда оканчивала школу я (это было ну о-о-о-чень давно!), сочинение (как и устный экзамен по литературе) было выпускным. Вот там да: надо было знать предмет и владеть как устной, так и письменной речью. Сейчас — не обязательно. Куча шаблонов, клише и прочего бреда и на просторах интернета, и в печатной продукции.

2. Почему именно в декабре? Основной материал 11 класса ещё не пройден. Два важнейших произведения не изучены («Мастер и Маргарита» и «Тихий Дон»). Повторить самое важное из программы 10 класса толком не успеваем (именно повторить, вспомнить содержание, темы, идеи, авторскую позицию — профессионалы меня поймут).

3. С какой целью такой ажиотаж? Обычная работа — на уровне рядового сочинения по итогам изучения творчества писателя или поэта. Другое дело, что мало осталось учителей, которые умеют учить писать сочинения. Я умею. Но я — пенсионерка. Работаю потому, что не хочу сидеть дома. В любой момент брошу и уйду. И всё — знания уйдут вместе со мной. Не хочется быть занудой, но невозможно просто «подготовиться к сочинению»: чтобы не было проблем в данный конкретный момент написания, надо работать с пятого класса. Целенаправленно и планомерно. И к 11 классу дети должны быть уверены, что они справятся с заданием любой сложности. А это — наш пот и кровь, дорогие коллеги! Это трудные и кропотливые проверки письменных работ. Это целенаправленная работа по исправлению речевых и грамматических ошибок, что особенно трудно сейчас, когда дети почти поголовно с клиповым мышлением — больше трёх фраз в тексте не воспринимают. Это, в конце концов, (прошу прощения у молодых учителей) — собственные знания. Не секрет, что молодые учителя литературы сами не знают не просто тонкостей, а элементарно — содержания изучаемых призведений. А зачем? Литературу же не сдавать.

4. Понимают ли чиновники, что дальнейшее изучение литературы в 11 классе в текущем году можно закончить? И с этим ничего не поделаешь: напряжение спало, можно раслабиться — и это нормально для подростков. А они не дураки: больше им литература в объёме программы 11 класса не понадобится. Для написания сочинения на ЕГЭ им вполне хватит того, что есть. Даже в те давние-давние годы, когда мы писали шестичасовое сочинение на выпускных экзаменах, дети это понимали.

А сейчас не надрывается особенно никто: ни дети, ни учителя. Поэтому сочинение это пресловутое падает как снег на голову и начинаются скачки с препятствиями.

Ребята, спокойно! Всё будет хорошо! Но только в том случае, если мы с вами будем помнить, что гуманитарное образование во времена классических гимназий считалось более престижным, чем реальное. И что единственная наша опора в современных условиях преподавания литературы в школе — это наш интеллект и любовь к великой классике. Тогда и дети за нами потянутся — они умеют ценить знания в учителе, поверьте! А потянутся — научим, тем более, что и темы, и так называемые направления так называемого итогового сочинения — достаточно примитивны.

 Источник

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад